Найти тему
Билет в СССР

Вместо почестей - полное забвение. Мария Пахоменко и изнанки советской эстрады

Знаменитую песню “Стоят девчонки” из современных исполнителей не спел только ленивый. Эта песня в новом веке пережила и второе, и даже третье рождение.

Но мало кто помнит, что первой исполнительницей этого 100%-го хита была ленинградская певица Мария Пахоменко.

Эффектная европейская внешность, самобытный узнаваемый голос и безупречный вкус. Все это сделало Пахоменко звездой номер один в СССР.

Ее муж, композитор Александр Колкер, был влюблен в свою красавицу жену и вдохновенно посвящал ей песню за песней. Каждая из которых тут же становилась шлягером.

Из всех окон неслось: Качает, качает, качает. Задира-ветер фонари над головой…..

Пахоменко выпустила рекордное количество пластинок в СССР. Больше двух с половиной миллионов.

В 1968 году в Каннах ей вручили Нефритовую пластинку. Награду, которой отмечают певцов за самые высокие тиражи пластинок в мире.

В 60-х -70-х Пахоменко была, как теперь бы сказали, суперзвездой. Жизнь казалась Пахоменко и Колкеру сказкой. Представить, что у них могут быть враги или недоброжелатели, они не могли.

Мария Пахоменко и Александр Колкер
Мария Пахоменко и Александр Колкер

В 1971 году в Министерстве культуры СССР подыскивали кандидатуру для участия в конкурсе “Золотой Орфей”, который проводился в Болгарии пятый год подряд.

Все предыдущие исполнители из Советского Союза показывали не очень высокие результаты.
В 1967 году - Виктор Вуячич, в 1969 году Юрий Богатиков завоевали вторую премию. Иосиф Кобзон в 1968 году - третью. В 1970 году награды нашим исполнителям не достались.

Ленинград, вспомнив все заслуги Пахоменко, выставил ее кандидатуру.

Но у Москвы были свои амбиции и свой список: Лев Лещенко, Муслим Магомаев, Светлана Рязанова, Евгений Мартынов.

Пахоменко звонили из Москвы и открытым текстом просили отказаться от участия в конкурсе добровольно. Она не согласилась. И выбор пришлось делать Министру культуры Фурцевой лично. Возможно, из личных симпатий Фурцева выбрала Пахоменко. Вышло специальное распоряжение за подписью министра, нарушить которое было нельзя.

Но командировку для молодой певицы готовили сотрудники министерства, которые были совсем не в восторге от решения своей начальницы. Поэтому денег на поездку выделили самый минимум. Их хватало одной Пахоменко на еду и проживание в недорогой гостинице. А концертное платье, прическа, макияж? Это никого не волновало.

Очевидно, мало кто в московских министерских кабинетах желал Пахоменко победы. Но она вернулась с главным призом конкурса.

В газете “Советская Культура” Пахоменко посвятили один сухой абзац. А вместо почестей перестали приглашать в Москву и на телевидение.

Мария Пахоменко привнесла на эстраду свой стиль исполнения - народный характер пения с эстрадным артистизмом
Мария Пахоменко привнесла на эстраду свой стиль исполнения - народный характер пения с эстрадным артистизмом

Отказавшись от Пахоменко, Москва не собиралась отказываться от ее образа. Так на советской сцене появилась Валентина Толкунова. Такая же коса, практически тот же образ. Она была более яркой, более демократичной. Репертуар Толкуновой был не только лирическим, но и патриотическим. Лучший пропуск на голубой экран.

Радио и телевидение было идеологической организацией, где очень четко были прописаны все постулаты.

С середины 70-х Мария Пахоменко все реже появлялась на экранах. Да и ставить в один телевизионный концерт Толкунову и Пахоменко, с точки зрения редакторов, было нерационально.

Колкер не давал петь Пахоменко ничьи другие песни. Только свои. Он не всегда был в струе новых веяний, и Мария вместе с ним осталась на вторых ролях, что и привело к забвению.

Можно смело сказать, что именно Мария Пахоменко была той, кому на советской эстраде стали подражать другие певицы.

-3

Дорогие читатели. Благодарю вас за внимание. Пусть каждый день приносит вам счастье, и будущее будет добрым, прекрасным и безоблачным.