В ней, как правило, органически сочетаются патриотические чувства к Родине и скорбь о героях, не вернувшихся с поля боя. Все творчество Гамзатова пронизано верностью и любовью к Отечеству. Он писал о тяготах войны, о трагедии страны, о победных днях, о женщинах и детях, потерявших любимых. Кратко и лаконично описывал самые масштабные события.
В стихотворении Расула Гамзатова «Нас двадцать миллионов» есть проникновенные слова, где погибшие солдаты изображены как вечно живые, «и в День Победы сходят с пьедестала… Мы все, от рядовых до генерала, находимся незримо среди вас». Поэт воспевал героев как живых, тем самым усиливая патриотическое и трагическое звучание произведения.
В стихотворении «Однажды утром мать меня спросила» передан разговор поэта с матерью:
«Сынок, скажи мне, быть ли вновь войне?
Я нынче слезы видела во сне,
Я слышу шум, я двери затворила».
«Не бойся, мама, этот шум иль шорох
Пускай твоих не беспокоит снов:
То жабы квакают в своих гнилых озерах
И напугать хотят степных орлов».
В стихотворении «Я не хочу войны» маленькая девочка Зарема смотрит фильм о войне и рассуждает: «Вот бы за уши их взять, отобрать у них винтовки, пушки тоже отобрать, чтобы не вели друг с другом войны». В заключительной части поэт знакомит читателя с удивительным дагестанским обычаем: «Если горцы в старину сталь из ножен вырывали и кровавую войну меж собою затевали, между горцами тогда мать с ребенком появлялась, и оружье опускалось».
Стихотворение «Сыновья стали старше» пронизано глубокой печалью и скорбью о погибших в Великую Отечественную. Одной из самых значительных в нем является тема памяти, которая сопровождается тяжкими страданиями поэта о тех, кто не вернулся с поля боя. Здесь нет реальных картин и событий, но есть назидание сыновьям не забывать свою историю.
Стихи «Тезке моего брата» пронзительны по своей трагической силе. Поэт посвятил их брату, не вернувшемуся с войны. В заключительной части он обращается к незнакомому воину Магомеду (собирательный образ воина-дагестанца) в надежде, что тот убил убийцу его брата. В душе поэта звучит надежда на отмщение врага.
Знаменитое стихотворение Расула Гамзатова «Журавли» стало символом трагедии, скорби и памяти народа. Через несколько лет после появления одноименной песни в местах боев 1941-1945 годов начали возводить стелы и памятники, центральным образом которых были летящие белые журавли. Их образ стал общим символом памяти о солдатах, погибших, защищая Родину, а песня — музыкальным символом современности, одной из главных на тему войны.
В 1986 году в дагестанском селении Гуниб был открыт памятник «Белым журавлям». На его открытии присутствовали автор стихов Расул Гамзатов и композитор Ян Френкель. По примеру гунибской стелы в разных городах России и за рубежом возведено более 30 памятников «Журавлям».
С древности и до наших дней знаком окончания конфликта является оливковая ветка. Использование этой символики восходит к традициям Древней Греции. Голубь с оливковой веткой в клюве стал символом мира и святости. Этот образ был заимствован из иудеохристианской иконографии Ближнего Востока и Средиземноморья. Пикассо сделал голубя символом мира во времена холодной войны.
После Первой мировой войны по всей Европе цветущие маки стали символом массовых захоронений на полях сражений и породили традицию ношения красных маков в петличке. В Европе мак символизирует и цветок, и кровавый след от пули. В англоязычном мире это знак памяти обо всех погибших во всех войнах.
В русскоязычном мире есть свой символ — образ белых журавлей, придуманный Расулом Гамзатовым. История его создания имеет две версии. Одна из них связана с трагической смертью от лейкемии 12-летней японской девочки из Херосимы. Садако Сасаки искренне верила в легенду, что человек, сложивший тысячу бумажных журавликов, может загадать любое желание, и оно непременно исполнится. Девочка не успела загадать свое заветное желание и умерла от лейкемии. Вдохновленный этой историей, поэт написал стихотворение «Журавли». Судьба маленькой Садако вдохновила людей складывать бумажные журавлики, которые в последующем стали символом мира в японской культуре. Вторая версия гласит, что в семье Газдановых из села Дзуарикау в Северной Осетии было семеро сыновей. Один погиб в 1941 году под Москвой, еще двое — в 1942-м при обороне Севастополя. Когда родители получили похоронку на третьего сына, сердце матери не выдержало, и она умерла. Один за другим дети Газдановых гибли в боях в Новороссийске, Киеве, Белоруссии. Когда в село пришла похоронка на седьмого сына, погибшего при взятии Берлина, почтальон отказался нести ее в дом Газдановых. Тогда старейшины села собрались и направились к дому с извещением. Отец сидел на пороге своего дома с единственной внучкой Милой на руках. Увидев старейшин, он все понял. Его сердце тоже не выдержало… Посетив памятник погибшим братьям, Гамзатов сложил стихи:
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?
Летит, летит по небу клин усталый —
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый —
Быть может, это место для меня!
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.
В истории многих народов журавли были птицами, имеющими связь этого мира и богов. Они могли сопровождать умерших на тот свет или новорожденных на этот. Журавль мог превратиться в человека и находиться какое-то время среди живущих. А погибшие воины превращались, по поверьям, в журавлей, и именно поэтому так хватает за сердце звук журавлиной стаи.
Наверное, именно звуки, издаваемые журавлем, а также красота самой птицы и послужили тому, что журавль стал символом погибших защитников Родины.
Текст: Эльмира Омаршаева, доктор филологических наук
Источник: журнал "Вестник. Северный Кавказ" https://severniykavkaz.ru/