Найти тему
смелый и бывалый

Бросать гранату нужно так...

... чтоб еще, кого-нибудь, кроме вас разнесло...- любил приговаривать наш старшина — старший прапорщик Мицяев, уроженец Могилевской области. Только он, своим белорусским акцентом выражался немного по-другому. Из его уст это звучало так: … шоб ящо, крамя вас каго-небуць разъябендзило…

На третьем месяце службы в учебке командование решило разнообразить наше скучное существование метанием гранат. Нам скучным не казались ежедневные занятия в учебных классах, на плацу и спортгородке с утра до вечера. Небольшие перерывы на прием пищи и ночной сон, никак не приносили облегчения от бесконечных напевов Азбуки Морзе и делай - «раз!» от наших сержантов. Они могли неутомимо гонять нас по полосе препятствий, сами оставаясь в тени мощных дубов и вырабатывать у нас четкий строевой шаг на квадратах плаца.

Барабаны кричали «Трах-тиби-дох! Трах-тиби-дох! Трах-тиби-дох-тиби-дох-тиби-дох!» Замкомвзвода остановил нас в тени раскидистого дерева с края плаца и разрешил несколько минут перевести дух. Со стороны штаба на плац вышел старшина, подняв руку, крикнул: «Барабанёры!!» и дал отмашку. Барабаны стихли. Следом на плац вышел ротный — майор Корецкий. Сразу несколько голосов успело крикнуть «Смирно» и сержанты засуетились вокруг своих подразделений. Наконец роту построили на дорожке перед учебными классами и предупредили, что будем учиться метать гранаты. Народ загудел и озаботился: «Учебные или боевые?»

— Сначала игрушечные по-настоящему, потом настоящие понарошку,- ответил старшина, и затем мы полдня бросали из учебного окопа шестьсот-граммовые муляжи в виде ребристого тела «Эфки». К вечеру у всех болело правое плечо и старший прапорщик Кац — начальник медслужбы батальона приказал прекратить издевательство, обращаясь к Мицяеву: — Они у тебя руки посрывают и покидают все гранаты под себя, понял?…

На следующий день с утра изучали устройство гранаты «Ф-1» на тренировочных муляжах. Вкручивали и выкручивали взрыватель, вынимали колечко и смотрели, как откидывается спусковой рычаг, с опаской отбрасывали от себя игрушечный «лимончик». На схеме показывали устройство, называя элементы и их принцип действия. Раз за разом повторяя, что «граната Ф-1, ручная оборонительная, предназначена для поражения живой силы противника в оборонительном бою... разлет осколков до 200 метров… метать из укрытия...» и т. д. и т. д…

После обеда опять метали учебные болванки «из укрытия..». Кстати плечо перестало болеть и получалось бросать все лучше и лучше. Потом строем нас повели на склад и раздали каски и «броники». 16-килограммовые бронежилеты из свинцовых вставок выглядели солидно и громоздко. Потренироваться в метании во всей этой сбруе, нам дали чуть позже, ближе к ужину.

А на следующий день нас повезли на полигон. Рассказывать как обустроен полигон для учебного метания боевых гранат долго и скучно, но я попробую. Там были вырыты окопы сложной конфигурации с поворотами в 90 градусов и оборудованы брустверы и укрытия из мешков с песком, присыпанные, кое-где землей. Сразу за бруствером был глубокий овраг. На некоторых мешках были заметны пробоины, в которые пролазил палец. Народ заметно пригорюнился.

Долго ли, коротко, приступили к учебно-боевому метанию. Ротный и взводные находились в окопе, в который поочереди входили курсанты. В двух отдельных нишах стояли по одному ящику с гранатами и взрывателями. Ротный ласково говорил с каждым — Не волнуйся, сынок, я сам боюсь. Давай аккуратно вкручивай запал, не спеши. Так, молодец. Разгибай усики на колечке. Хорошо. Спокойно! Зажми рычаг правой рукой, ты не левша? Так, молодец, держи крепко. Когда будешь бросать, не забудь руку разжать! Понял? Ладонь разожми! Да не сейчас, дебил! Когда бросать будешь!

Ладошки у нас потели и заметно дрожали. Ротный майор со взводными капитанами, наверное уже давно попрощались с жизнями. Любое неверное движение бестолковых курсантов могло оборвать бренное существование наших командиров. Они были всё время настороже, чтобы в случае чего утянуть нас в соседний зигзаг окопа, если граната упадет рядом с незадачливым метателем.

— Так! Держишь рычаг, боец! Вытягивай колечко! Чуть резче тяни. Так! Аккуратно! Выбрасывай её подальше!

Внимательно следил за броском. Граната улетала из окопа за бруствер и падала на дно оврага за «линией наших укреплений». Следовал гулкий и хлесткий взрыв и все в окопе переводили дух. — Пошел на х…!

— Следующий!

Входил следующий боец и представлялся: — Курсант такой-то….

Всё начиналось сначала: — Не волнуйся, сынок, я сам боюсь. Ты не левша? Вкручивай запал аккуратно. Спокойно. Разгибай усики на колечке. Рычаг зажми! Крепко держи…. Все зорко следили за очередным балбесом пока очередная граната не разрывалась глубоко в овраге…

Честно сказать, воспоминание мое такое уже давнее, что, боюсь, что-то упустил или вспомнил не правильно. Но в основном всё происходило, вроде бы, именно так…

В итоге вся наша рота в составе 120 человек отметалась успешно без ЧП, а день, между тем клонился далеко за полдень. Про обед, даже, как-то забыли.

Погрузились в «Уралы» с тентом с надписью «Люди» и поехали обратно в часть. Адреналин у всех буквально зашкаливал. Взахлеб рассказывали друг другу, как геройски у нас удалось закинуть гранату, чуть-ли не на триста метров и как волновался ротный, «а я ничуточки!»…

Господа офицеры долго «бухали» в кунге радиорелейки, потом в канцелярии у ротного, в общем, всё, как всегда… Мы сдавали каски и «броники», сходили на обед и еще долго обсуждали в Ленинской комнате свое геройство.

Нечто подобное описано в рассказе "На стрельбище" на том же самом полигоне. Рекомендую к прочтению.

Всем читателям — мира и счастья! Берегите себя! Мойте руки! И подписывайтесь на мой канал.