Из последнего вагона вдруг посыпался утиль!
Следующее у меня на очереди произведение Мьевиля - "Рельсы".
И это как раз тот случай, когда с первых страниц понимаешь, что следующие несколько дней чтения пройдут шикарно.
Чайна Мьевиль рисует нам очередную крышесносную картину нового мира, рожденного в фантастическом синтезе "Безумного Макса" и "Final Fantasy" - уничтоженный капиталистическими войнами, а затем восставший из пепла аки феникс, теперь он на тысячи километров изборожден бесконечными железными дорогами. Соответственно, главное средство передвижения человечества здесь - поезда, тяговые, паровые, дизельные, парусные, электрические, эфирные и черт знает еще какие. А поскольку поезд, помимо перевозки из точки А в точку Б, также выполняет и функции кормильца, добытчика, родного дома, да и в целом олицетворяет собой само человеческое существование, то и вся местная культура выстроена вокруг него. И это отражено повсеместно - от специальных слов в лексиконе людей до локомотиво-центрических религий целых народов.
В таком вот мире и живет наш главный герой - обычный подросток-сирота, нашедший себе работу помощником доктора на поезде-кротобое. Что за кротобой? Одним из побочных эффектов древней войны было отравление атмосферы и почвы некими лютыми химикатами, в результате чего вся подземная живность мутировала, став более крупной, зубастой и свирепой. Кротам особенно досталось - они превратились в исполинских монстров, богатых мехом, мясом, костью и жиром, на которые и охотятся при помощи гарпунов специальные составы. Вспомнили Мелвилла? Молодцы, отсылок к нему тут полно! Как и внезапно, отсылок на братьев Стругацких, при этом Мьевиль упоминает их совершенно не стесняясь! Ведь мало бед выпало на долю Матушки-Земли, здесь еще и побывали более развитые представители других цивилизаций, и, как водится, засорили планету различным высокотехнологичным мусором, за которым охотятся местные сталкеры - сальважиры (от англ. to salvage - сбор трофеев, спасение ценного имущества), о работе которых и грезит главный герой. Да, здесь Зоной является вся Земля!
Вот и начинается приключение - охота на гигантского крота, поездка в город с целью выгодно продать добычу и заготовить кротовухи, обследование разбитых поездов на предмет артефактов, битва с пиратами, побег от внеземных монстров и постижение Большой Загадочной Тайны.
Да, это подростковое фэнтези, поэтому все ну просто до невозможности красочное и завораживающее. Объем у произведения небольшой, но оно под завязку напичкано различными событиями, путешествие сменяет путешествие, а яркий образ сменяет другой не менее яркий. Да, с сюжетом тут небольшие проблемы, он довольно прямолинеен, да и герои напичканы клише подростковой литературы, но у меня ноль претензий из-за того, что "Рельсы" отлично справляются со своей работой - приковывают читателя к книге, развлекают и отправляют очевидный молодежный месседж: "Поступай по совести, помогай друзьям, и рельсы жизненного пути приведут тебя в твой личный Рай". Да, поначалу главный герой - обычный тюфяк-размазня, движется строго по течению, но по мере того, как жизнь бросает ему вызов, он вынужден принимать решения, видеть их последствия и становиться лучше. Дух приключений навеян прямиком из великолепного "Шрама", ощущение полного погружения во вселенную, в который ты - исследователь-первопроходец, прилагаются. Тут все интересно, и ты жадно глотаешь страницы, чтобы узнать - а что там, за углом вот этого здания? А вон за той скалой вдали? А внутри вон тех искореженных останков старого товарняка? И что самое замечательное - везде поджидают приятные сюрпризы. Концовка вообще прямой посыл о том, до чего может довести политика изобильного обогащения любыми средствами одной заокеанской капиталистической страны. Образ США в виде бомжеватого дяди Сэма, высчитывающего бесконечные проценты долгов человечества довольно прямолинеен, но в принципе, почему нет? Ведь ни для кого не секрет, каких политических взглядов придерживается автор.
Но, конечно, историю Мьевиля не стоит воспринимать серьезно с точки зрения здравого смысла и скрупулезно рассматривать на предмет целостности, иначе может возникнуть много вопросов. Вот те, которые возникли у меня:
- Что насчет топлива? В книге упоминается огромное количество поездов и довольно большая часть из них дизельные. На момент повествования с нашей современности прошло очень много лет, по моим ощущениям несколько сотен, плюс глобальная разрушительная война в прошлом, в которой, уверен, не обошлось без разрушения нефтехранилищ, и использования значительных запасов имеющегося топлива. Добычей тут вроде никто не занимается, так откуда дизель?
- Что насчет питания? Напомню, что почва и атмосфера отравлены, но люди без проблем едят мутантов и их мясо им норм. Я уже молчу про дикую растительность, которая по идее должна поливаться исключительно ядовитыми дождями. Оно в принципе может быть съедобно? Или у пост-человеков выработался какой-то особый иммунитет? Где берут чистую воду?
- Охота на гигантских кротов и других тварей таким образом, каким она описана в книге, довольно сомнительна. Упоминается, что животные иногда бывают довольно умными и каким-то образом способны завести поезда в ловушки. Но если бы они были действительно умными, разве не достаточно просто вырыть яму прямо на пути у движущегося состава или прямо под ним? Что это, очередная условность?
Я отдаю себе отчет в том, то ответы на эти вопросы не получу, но я не сильно разочарован. Мне было крайне приятно погрузиться в этот суровый, но полный чести и достоинства мир. И я прощаю "Рельсам" логические недочеты. Ведь вспомните последнего "Безумного Макса", разве "Дорога Ярости" блистала сюжетной глубиной или увлекательной историей? Нет, она приковывала другим - деталями, визуальным наполнением, технической изощренностью на грани с изобретательностью и высокооктановым адреналином.
Такие же ощущения у меня остались и от Рельсоморья.
Ставьте LIKE, если понравилось и подписывайтесь, чтобы заценить больше крутых книг от известных и не очень авторов в жанре sci-fi/horror.