Мне уже напоминали в комментариях к статьям о «Последней жертве» о другой пьесе А.Н.Островского – комедии «Красавец мужчина». И, наверное, совершенно логично будет обратиться к ней, поскольку многие высказывания героев – как будто сразу к двум пьесам относятся. «Иной молодой человек, красивой наружности, такую брешь в капитале и именье-то сделает, что хоть по миру ступай. Вот почему я и стараюсь предупреждать такие катастрофы. Как увижу, что какая-нибудь родственница заахала, я тут и вьюсь». Это жизненная позиция московского барина Наума Федотыча Лотохина. Но слова-то его как будто про Дульчина сказаны! Да и вообще его рассуждения о красавцах и рассказы о семье («Наша фамилия хорошая, уважаемая; вот один только недостаток… в нашем семействе такая линия вышла» - слишком влюбчивы все родственницы) заставляют вспомнить и об Ирень с её страстями, да и о переживаниях Тугиной тоже. Например, приводимые им сетования родственниц после очередного разочарования: «Ах, Боже мой, да что ж тут удивительного? Я готова была для него всем пожертвовать, даже жизнию, а вы пристаёте. Разве можно было ожидать, что человек с такой прекрасной наружностью имеет такую коварную душу? Этого никогда не бывает, никогда! я вас уверяю, это исключение. У кого наружность хороша, у того и душа благородная, это уж всегда, всегда, всегда! и не разговаривайте больше со мной».
Но, конечно же, это вовсе не повторение чего-то написанного раньше. Это произведение, где проблема решается совершенно иначе.
*************
Здесь много действительно комического – начиная с заглавия, уже настраивающего на определённый лад. Есть и откровенно фарсовые ситуации – например, самый конец, когда мы узнаем о предстоящем браке пожилой дамы с юным щёголем. При этом фарсовость, «опереточность» драматургом даже подчёркивается.
«Господа Аяксы! кто нынче дежурный, чья очередь меня провожать?» - обратится Сосипатра Семёновна к персонажам пьесы, о которых стоит сказать несколько слов.
В списке действующих лиц помянуты «Пьер и Жорж» с пояснением, относящимся к обоим сразу — «молодые люди, приятели Лупачёва, без определённых занятий; похожи друг на друга, одеты и причёсаны одинаково безукоризненно, по последней моде; молчаливы, скромны и совершенно приличны». Аяксы – это герои оперы-буфф Ж.Оффенбаха «Прекрасная Елена», пользовавшейся бешеной популярностью в те годы, пародийные персонажи, действующие всегда вместе (позволю себе напомнить куплеты, сопровождающие их выход:
Мы шествуем величаво, ем величаво, ем величаво
Два Аякса, два, ах, два Аякса, два
О нас вовек не ослабла, век не ослабла, век не ослабла
Лестная молва, словесная молва…)
Конечно же, подобное обращение к ним, явно не говорящее об уважении (впрочем, Сосипатра их не щадит абсолютно: «А потом окажется, что он так же умён и образован, как вот эти милые особы… У женщин, коли мужчина хорош да ей нравится, так он уж и умён, и образован; это я по себе знаю. И вы, господа, дождётесь, что вас будут считать умными»), не случайно: Пьер и Жорж тоже действуют вместе и даже говорят в унисон: «(со вздохом). Что же делать, Пьер! Перенесём». – «(со вздохом). Перенесём, Жорж», «Кланяйся, Жорж!» - «Кланяйся, Пьер!»
Есть в этой комедии и элементы того, что именовалось прежде водевилем с переодеваниями, - к примеру, появление в последней картине якобы миллионной невесты (ох, снова эти «миллионы»!) Оболдуевой, которую на самом деле изображает желающая проверить «красавца» Сусанна:
И в то же время, при всей водевильности, это произведение - о человеческой подлости, о том, к чему может привести погоня за удовольствиями, о цинизме в самом худшем его проявлении. Некоторые персонажи вызывают не смех, а откровенное омерзение.
«Это история о том, что может выдержать женщина и чего может добиться мужчина». Так начинается известный роман. Но мне кажется, что эти строки могут относиться и к комедии Островского. Что способна выдержать женщина? Очень многое. Слишком многое. В какие-то моменты будет казаться, что комедия вот-вот перейдёт в драму, но…
Но это всё же комедия, с благополучным завершением, и даже вспоминается пушкинское
И при конце последней части
Всегда наказан был порок,
Добру достойный был венок.
Нет, есть здесь и разбитые сердца, и драма преданной любви, но всё-таки, наверное, это действительно комедия.
Почитаем вместе?
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь
"Путеводитель" по пьесам Островского здесь