Найти тему
Евгений Трунов

Руководящий контроль, послушание и дизонтогенез.

С нормотипичным ребенком нет необходимости ухищряться с руководящим контролем. Ребенок в общих чертах послушен, понятлив, быстро догадывается, когда можно побеситься, а когда пора прекращать. Если же ученик проявляет некие симптомы нарушения развития, то человек со специфическим педагогическим опытом способен правильно выстроить отношения так, чтобы ребенок этого педагога слушался.

Руководящий контроль – это умение педагога, специалиста или родителя управлять поведением ребенка через подкрепление желательного поведения и формирование мотивации к сотрудничеству. Говоря простым языком - педагогическое лидерство.

Далее происходит следующая развилка. Приходит ученик к новому специалисту или педагогу, с которым нет наработанного опыта взаимодействия, и нежелательное поведение расцветает пышным цветом. Что мы видим? Проблему обобщения социальных навыков вкупе с проблемой самоконтроля. Другими словами: это не ученик себя с грамотным педагогом контролирует, а педагог его контролирует. Взрослый как бы выступает сложным потоком сигналов, подсказывающим схемы коммуникации. Ученик их считывает, чтобы получилось "как лучше". Плюс контекст. Со знакомым человеком он прозрачен, а с незнакомым - нет.

Поэтому, если вы видите подобную картину, то надо не педагогов обвинять в некомпетентности, а задуматься - откуда подобная стабильность нерегулярного сотрудничества от ученика? Конечно же, мы сделаем небольшую поправку на индивидуальность ситуации. Люди иногда друг другу банально не нравятся. С другой стороны "не нравится" - не повод жить исключительно приятными моментами, ведь это позиция зависимого человека.

Ещё один вывод, который надо сделать из текущей темы: отношения не возникают моментально. Они складываются, поэтому не стоит превращаться в тех родителей, который тут же переводят ученика в другое место, если первое занятие не удалось. В коррекции-абилитации всегда существует риск срыва занятия. Всегда. Я, например, морально готов, что любой выезд может закончиться, едва начавшись.

Не буду здесь давать длинные советы по установлению руководящего контроля. Статья посвящена скорее тому, чтобы показать как связаны: провалы в сотрудничестве, дизонтогенез, общее впечатление о послушности, новизна педагогов. Скажу несколько кратких мыслей.

  1. Двигаться от приятного и мотивационного к трудному и немотивационному. На первых занятиях надо много работать с интересными вещами. И только потом потихоньку сокращать их до разумных объёмов.
  2. Делать упор на микроправила. Да, вы вроде "развлекаетесь", но с маленькими условиями. К примеру, пользоваться чем-то можно только за столом; выходить за пределы комнаты нельзя с любимым предметом; выхватывать из рук объекты нельзя. Потреблять пищевые подкрепления можно только порционно. И так далее. Вроде мелочи, но они уже структурируют взаимодействие.
  3. Медленное и планомерное наращивание нагрузки. Не стоит сразу требовать многого.
  4. Не пытаться полностью выработать всё запланированное время. Это слабая и уязвимая для взрослого позиция, потому что может получиться так, что вам "сильно надо", а ученику "сильно не охота". Нет ничего плохого в том, чтобы завершить занятие на 10 минут раньше, если ученик резко потерял учебную кондицию ближе к концу запланированного времени.