Когда малыш внутри мамы, границы размыты. С момента появления на свет начинается ощущение понимания, что «я –одельно» на уровне тела. Задача мамы давать максимальный тактильный контакт. Таким образом, ребенок начинает чувствовать свое тело. Границы начинаются с ощущения своей кожи и тела. Даже есть теория о том, что если появились как либо высыпания, псориаз, то тело пытается ставить барьер, потому что кто-то пытается его перейти. Сам он не может, но хотя бы через кожу надо попробовать.
Когда ребенок начинается ползать, ходить – происходит автономия. Он исследует пространство, начинает чувствовать тело относительно пространства. Появляется «Я сам»
И это ощущение «я могу сам» надо поощрять, так как оно тоже формирует личные границы.
После, личные границы формируется через слово «Нет»
Потом появляется свое мнение, ребенок начинает рассуждать.
В подростковом возрасте – идет присвоение тела, так как оно меняется. Ребенок становится более самостоятельным, происходит сепарация от родителей. Значимой группой являются сверстники. Здесь личные границы продолжают формироваться.
Возникают вопросы:
А кто я?
Чего хочу?
Какую роль занимаю среди друзей?
Как общаться с противоположным полом?
В итоге, у кого-то формируется хорошие и гибкие личные границы. У кого-то они очень размытые, у кого-то слишком жесткие и закрытые.
Границы не могут быть везде во всех ситуациях одинаковы. Например, вы дома с семьей, с близкими людьми - вы расслаблены. У вас спокойно-нейтральные границы, нет лишнего напряжения и, в целом, открыты к взаимодействию.
А теперь представьте, Вы сидите в парке, читаете книгу и тут подходит мужчина и начинает навязчиво расспрашивать о Вас. Вы напрягаетесь, вам это явно не нравится, вы не хотите с ним разговаривать. Здесь активизируется активно не впускающая граница. И если Вы умеете защищать себя, то все ОК.
У каждой границы есть своя функция, и все должно быть к месту.
Например. Девушка хочет построить отношения, она ходит на свидания. И на первом свидании у нее все и заканчивается. Так как из-за того, что был неудачный опыт, у нее сформировалось представление, что отношения могут нести угрозу. И сама того не осознавая, она включает активно не впускающую границу. Это явно мешает ей при общении с противоположным полом.
А что делать, если чрезмерно проявляется какой-то один вид границы?
Во-первых это замечать, когда и с кем проявляется. Насколько мешают? А как хочется? И смотря какой у Вас вид границы больше проявляется, работать с этим видом.
Например, при активно не впускающей границе работать с недоверием, рациональным мышлением, расслаблением, работа с прошлыми травмирующими ситуациями.
Поделитесь, как у Вас с границами? Чувствуете их?