«Иванами да Марьями гордилась ты всегда»… Вот вспоминали ведь недавно одного редкого художника - Александра Вахромеева, работавшего в подобном документальном историческом жанре на стыке эпох, а тут - опять.
Иван, Иван Владимиров. Оба художника карандашом и кистью и чутким сердцем фиксировали постреволюционную Россию - с репортерской точностью, на злобу дня. Да как талантливо!
Знакомьтесь, Иван Алексеевич Владимиров (1869, Вильно - 1947, Ленинград). Живописец реалистичной школы.
И вот что интересно, Иван Владимиров закончил художественную школу в Вильно, но поступил в Санкт-Петербургское юнкерское училище, считался там одним из лучших студентов, ему сулили блестящую карьеру в армии. Но из-за слабого здоровья Ивану Владимирову пришлось отказаться от службы.
В 1891 году он поступил в Петербургскую Академию художеств, окончил ее в 1893 по классу батальной живописи. Неоднократно получал малые и большие серебряные медали Академии за работы, связанные с военной тематикой. «Классный» (здесь - официальное звание, присвоенное ему Академией) художник, авторитетный.
Его иллюстрации «новой жизни» России настолько остры и порой ироничны, что даже страшно за автора. Между тем, Иван Владимиров прожил совсем не короткую жизнь и умер своей смертью. Обнадеживает это.
Правда, его картины периода 1917-1925 годов получили известность скорее в недавние времена. Тайна сохранности его работ до наших дней все же есть, как и «американский след». Об этом в конце эссе.
Многие работы Владимирова хранились и хранятся в частных коллекциях. Беспристрастные свидетельства о времени и людях, попавших в исторические передряги.
Приведу здесь дневниковые записи другого художника, другого очевидца тех страшных лет, бесконечно влюбленного в Петербург-Петроград, Мстислава Добужинского: «я пережил в Петербурге все революционные годы. С революцией 1917 года Петербург кончился. На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты, и я постарался посильно запечатлеть его страшный, безлюдный и израненный облик. Это был эпилог всей его жизни - он превращался в другой город - Ленинград, уже с совершенно другими людьми и совсем иной жизнью».
Нужны ли здесь слова?..
Если картины Ивана Владимирова соединить с рассказами Булгакова и Зощенко, мемуарами Пришвина, получится живое говорящее кино. Или история той земле, на которой мы родились. Иваны да Марьи.
Как это было. Вглядитесь. Это стоит того.
Это наша с тобой биография, читатель. Слом исторических эпох. Социальные конфликты. Социальные лифты. Всего-то 100 лет назад.
***
А вот и обещанная «тайна» сохранности таких острых работ художника, которые мы сегодня имеем счастье изучать.
В Америке в 1967 году вышел альбом «Russia in Revolution», где были воспроизведены работы Ивана Владимирова. Как же попали они в США? Вот что пишут биографы художника:
«Сын русского (отец - священник Алексей Владимиров - М.Т.) и англичанки (мать - художница, урожд. Элизабет Вакгорн; супруги Владимировы вернулись в конце 1860-х в Российскую империю (Вильно) из Англии, где Алексей Владимиров работал еще и переводчиком, женился на англичанке. По возвращению А. Владимиров работал учителем русского языка в юнкерском училище (Вильно), состоял в Русском Географическом обществе, писал книги - М.Т.), Иван Владимиров свободно владел английским языком. До 1918 г. он был художником-корреспондентом двух иллюстрированных журналов — русской «Нивы» и английского «The Graphic». При этом свои рисунки для английского журнала подписывал: John Wladimiroff.
В 1921 г. в голодающем Петрограде начала работать ARA — Американская администрация помощи. Владимиров, как человек, знающий английский язык, принял в ней деятельное участие и близко сошелся с американцами — прежде всего с Фрэнком Голдером и Дональдом Рэншо. Также среди его друзей были люди, работавшие в России по линии YMCA (Young Men’s Christian Association — «Юношеская христианская ассоциация») — Спэрджен Милтон Кини и Этан Теодор Колтон. Все четверо приобретали его рисунки, которые затем вывезли в Америку.
Ныне 37 работ Владимирова находятся в архиве Гуверовского института, еще 10 — в собрании библиотеки Брауновского университета в Род-Айленде. Есть они также и в частных собраниях».
Такие повороты объясняют многое.
***
И вот это?! Хрестоматия жизни. Из раннего. Краски другие. И динамика другая.
Суета сует!.. Так проходит мирская слава. На этом, собственно, можно и закончить. Диапазон классного художника налицо.
Такие встречи. Не забудешь.
©️ Мила Тонбо 2023