9 мая исполнилось 78 лет с того дня, когда на нашу землю пришла радость победы. Это был общий праздник для миллионов людей, соединенных нелегкой военной судьбой, сплоченных общей великой целью — Победой над захватчиком.
Война коснулась каждого. Студенты и преподаватели Коми Государственного педагогического института, в числе солдат Советской Армии прошли сквозь пламя и дым Великой Отечественной войны. Многие их них не вернулись, сложив свои головы на полях сражений, для того, чтобы отстоять свою Родину, свою страну, свою Отчизну...
Командир взвода, младший лейтенант Всеволод Мороков. Родился в 1918 году в селе Усть-Вымь. До войны учился на историческом факультете КГПИ. Призван в Армию в Июле 1941 года.
Здравствуйте, мои дорогие родители, мама, папа, братья Аркаша, Гения, сестра Ниночка. Какое продолжительное время я не смог написать вам не слова. Ну, это было все по причине окружения, и плена, я выходил с одного окружения и попадал в другое, и вот все это заставило меня молчать. Очевидно, помните, что я был на южном фронте, а немцы оккупировали Кавказ и вот с июля прошлого года и начались мои мотарства. С Донского окружения я вышел, Дон переплыл, Маноч переплыл, зачем последнее переплыл Кубань и остался в окружении. Благодаря одним людям и остался жив, три месяца я прожил у них, работал вместе с хозяином на кожаном заводе, я освоил эту специальность, якобы, я кожевник. Ведь я не имел никакой специальности, это меня убило. Сколько было переживаний, я не знаю, как делать хром, меха, а меня заставляли. И вот я выучился, затем по приказу немцев всех нас, бывших в Красной Армии, без документов собрали и отправили в Армавирский лагерь военнопленных. Если бы не хозяин, я бы давно подох с голоду, ибо лагерь это смерть. Хозяин приезжал ко мне, привозил продукты. Три месяца я пробыл в лагере. Бежал. Вот теперь пишу вам письмо, еду на фронт. Все подробности скитания вы узнаете от хозяина, который вам напишет. Вы должны наладить с ним переписку, это мой будущий тесть. Это очень культурный человек, Они провожая меня одели, как сына, дали продуктов на месяц, и вот теперь я сыт и одет, но пока еще не обмундировался. Моя жизнь исключительно принадлежит им, когда я жил у них, то была договоренность о женитьбе, но он не хотел этого делать без вас и дела отложили до окончания войны, когда оба семейства могут провести этот счастливый день вместе. Звать дочку Диана.
Постскриптум. Я получил от вас письмо в отношении Нюры. Благодарю, очень рад, что сообщили, правда год тому назад. Пусть гуляет, выходит замуж. Наверное, считали уже меня потерявшимся. Но я жив, здоров и буду бить фрицев за лагерь еще крепче. Посылаю фотографии Дианочки. Целую, ваш сын Всеволод.
Всеволод Мороков погиб в бою 5 октября 1943 года.
Посланцы Коми педагогического института героически сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны. Они с честью выдержали проверку на прочность духа, приближали, как могли, нашу Победу.
Лейтенант Пантелеймон Сивков родился в 1919 году в деревне Градор. Закончил с отличием Физико-математический Факультет КГПИ. Призван в армию в июне 1940 года.
Здравствуйте, папа, Шура, Галечка, Юлия Дмитриевна. Посылаю вам все мои документы их храните, не потеряйте, так как там удостоверение на получение диплома, справка на получение паспорта и другие документы. Папа, особенно не скучай, встретимся еще. Едем воевать. Шура, там если выдадут диплом без меня, то постарайся получить диплом с отличием, так как имеются все возможности для этого. Галечка, Юлия Дмитриевна, не скучайте, живите хорошо! Шура, папашу береги, потом сочтемся. Много писать некогда. Папа, крепко крепко целую тебя. До свидания. До свидания все. Паша.
Пантелеймон Сивков умер от ран в ноябре 1942 года.
Александр Лихачев родился в 1911 году в селе Койгородок. В 1937 году закончил исторический факультет КГПИ. До войны работал учителем в школе.
Здравствуй Поля и Земфира. Ваше письмо от 18 января получил четыре дня тому назад. Отвечать сразу не было возможности. Жизнь у нас по-старому, уже больше месяца ведем наступательные бои, пробираемся к морю. Осталось в километрах столько, сколько лет Земфире. Тогда столица Восточной Пруссии будет окружена в котле. Немцы упорно сопротивляются, здесь бои, наступление вести труднее – вся Пруссия изрыта траншеями, плюс эти постройки, владения помещиков из кирпича с толстыми стенами средневекового типа и выбивать трудно из этих мест. Сначала тяжелая артиллерия: приходится смешать, сравнять, а потом лишь открывается дорога к нашей технике и людям. Крепко пошатнулось здоровье, больше десяти дней чувствую себя плохо. Бежишь вспотеешь, а потом в траншеях ночи проводить прохладно. Простыл, кашель и в теплее и в холоде – начало фронтита воспаления лобной пазухи, чем я мучился в Сольграде в тридцать девятом. Хорошо бы осложнений не дало. Воевать хорошо, когда здоров и плохо с болезнями. Я даже сам удивляюсь, почему удалось так долго продержаться. Конечно, хочется жить и после войны. Пока у меня все. Писал в траншее впереди богатое имение помещиков, там пулемёты врага, танки Фердинант. Готовимся к штурму. Привет Земфире. Всего хорошего, Александр.
После войны работал директором школы. Умер в 1954 году.
Не было на фронте человека, который не скучал по близким людям и родному дому. Почти все письма начинались с обращения к любимым: “Милая мама”, “Мои родные”, “Дорогая семья”, “Любимая Таня”. Было трудно всем, но эти весточки судьбы помогали выжить в то суровое, жестокое время.
Здравствуйте, моя дорогая жена Люсенька и здравствуйте, мои родные и дорогие деточки Эля и Лида. Прошло полтора года, как мы с вами расстались, но это было как будто вчера. Я мысленно всегда с вами и постоянно ваш образ стоит перед моими глазами. Я ежеминутно вспоминаю о вас вспоминают до мелочи все в нашей совместной жизни. Большое удовольствие для меня приносят наши фото карточки, которые я постоянно таскаю с собой в полевой сумки, я их очень часто просматриваю. Большую теплоту и нежность порождают в моем сердце тобой Люсенька, положенные вещи в мой чемодан в частности у меня до сих пор лежит отрез твоего белого шелкового платья с розовыми цветочками. Это платье ты в последнее время все одевала после бани, а при отъезде были свернуты тобой мне продукты в дорогу. Есть у меня и ваши письма, которые я тоже берегу и время от времени их просматриваю. Я часто вспоминаю нашу квартиру, все вещи и обстановку в них, весь распорядок выходных и рабочих дней, я с нежностью, вспоминаю все места, где мы с тобой Люсенька бывали вместе фельдшерскую школу, театр, наше посещение Рассыхаевых, Малыгиных, Рудаковых, Жеребцовых. Как много хорошего и радостного пережили мы вместе с тобой. Это было блаженство, блаженство и еще раз блаженство. Но теперь война коренным образом изменила положение вещей, мы с тобой, как миллионы других советских людей, оторваны на некоторое время друг от друга. Приходится испытывать все тяготы войны за нашу дружбу и счастливую жизнь, плодами которой мы пользовались сейчас приходится воевать не щадя своих сил и жизни. Кто знает Люсенька, что может случиться со мной? На фронте, все возможно, даже смерть. Но я смерти не боюсь, и готов ее принять за священные цели по истреблению опаснейший заразы, коричневой фашисткой чумы и трижды проклятых Гитлеровских мерзавцев этих бандитов и убийц, принесших нашему Великому народу, столько горя. Люся трудное уже позади, Победа все ближе, уже близок час окончательного разгрома немецкой граб армии и наши народы Советского Союза снова заживут счастливой, радостной, зажиточной жизнью. Ждите радостную нашу встречу, она близка. Целую, Алексей.
Наша общая память о днях войны, общая боль и скорбь, но и наша общая радость Победы, навсегда будет и сердцах нашего народа.