Современный бизнес функционирует в условиях нарастания сложности, неопределенности и динамичных изменений, происходящих во внешней среде.
Необходимость сохранять гибкость и адаптивность, возможность принимать адекватные действия в меняющемся мире вовсе не означают, что предприятие сможет действовать, не имея никакого утвержденного плана. В связи с этим в настоящий момент возрастает значимость разработки стратегии и стратегического планирования не только для крупных, но и для средних компаний, а также для малого бизнеса.
По мнению Ф. Котлера, стратегия — это план достижения желаемых результатов. при этом Ф. Котлер отмечает, что стратегическое планирование требует соблюдения трех основных условий:
1. Управление компанией строится на принципах управления инвестиционным портфелем. каждое направление обладает своим потенциалом получения прибыли, соответственно которому и распределяются ресурсы компании.
2. Тщательная оценка перспектив каждого вида деятельности, изучения показателей рыночного роста и позиции компании на конкретном рынке.
3. Стратегия. каждая компания, учитывая профиль деятельности, цели, возможности, навыки и ресурсы, разрабатывает собственную стратегию. Для каждого бизнеса компанией разрабатывается план достижения долгосрочных целей.
«Стратегическое планирование — это процесс, предполагающий сбор и обработку информации для постановки стратегических целей, выработки стратегии, разработки планов достижения целей и способов повышения эффективности бизнеса, предназначенный для согласования требований внешнего окружения с возможностями компании». Цель этого процесса — обеспечить успех компании в долгосрочной перспективе.
Стратегическое планирование включает в себя следующие этапы:
– определение видения и миссии;
– постановка стратегических целей и определение целевых показателей;
– разработка стратегии;
– формирование предпосылок (предположений);
– разработка мероприятий (планов, программ) для достижения целей;
– определение и распределение ресурсов, обеспечивающих достижение поставленных целей;
– доведение планов до лиц, ответственных за их реализацию;
– сбор информации о выполнении планов, анализ;
– корректировка планов.
Стратегическое планирование не должно сводиться лишь к составлению стратегического плана раз и навсегда. работа над его формированием является непрерывным процессом. Планирование и корректировка плана продолжаются в течение всего периода существования компании. сам план должен постоянно обновляться и пересматриваться, что обеспечит его актуальность и жизнеспособность.
Стратегическое планирование необходимо, чтобы систематически управлять развитием бизнеса компании, а не полагаться на случай или везение. практика подтверждает, что применение стратегического планирования дает важные преимущества для компании, поскольку оно позволяет решить следующие вопросы:
– подготовиться к использованию благоприятных возможностей для развития бизнеса;
– выяснить возникающие опасности и проблемы;
– рационально распределить ограниченные ресурсы;
– улучшить координацию действий в организации;
– улучшить функцию контроля внутри организации;
– обеспечить рост возможностей для информационного обеспечения процесса принятия решений и обмена необходимой информацией;
– побудить руководителей к реализации своих решений в процессе их работы;
– повысить профессиональную подготовку руководителей. Однако не следует переоценивать значение формального
Стратегического планирования для достижения успеха, который во многом связан с предпринимательским талантом, энергией и решительностью руководителей компании. Между стратегическим планом и его фактической реализацией может быть разрыв. в большинстве случаев причины разрыва между стратегическим планом и его реализацией связаны с неумением руководителей реализовать имеющийся план.
Так, М. Ковени выделяет четыре основных причины возникновения разрыва между стратегическим планом и его его фактической реализацией по вине менеджмента:
1) неумение обеспечить поддержку плану;
2) неумение донести суть стратегии до других сотрудников;
3) неумение следовать плану;
4) неумение адаптироваться к переменам.
Все организации независимо от их масштаба и отраслевой принадлежности сталкиваются с так называемой дилеммой планирования, которая своими корнями уходит в противоречие между логикой и творчеством, рациональным и интуитивным мышлением.
На этапе зарождения и становления стратегического менеджмента при формировании стратегических планов делался акцент на формализацию и проведение детальных расчетов. так, например, И. Ансофф определил стратегическое планирование как «логический аналитический процесс определения будущего положения фирмы в зависимости от внешних условий деятельности». Минус данного подхода заключается в том, что процесс формирования стратегии осуществляется скорее формализованными системами, чем людьми — человеческий фактор здесь практически не учитывается.
В настоящий момент при формировании стратегии ученые уделяют внимание такому аспекту как творчество. так, например, Г. Минцберг подчеркивает значимость элемента творчества человека следующим образом: «Творчество не терпит последовательности — творец находит новые сочетания явлений, дотоле считавшиеся несовместимыми. любая стратегия, как и любая теория, есть упрощение, неизбежно искажающее реальность».
Ценность творчества и интуиции при разработке стратегии гораздо выше, чем можно себе представить на первый взгляд. Однако интуицией можно эффективно пользоваться только тогда, когда досконально знаешь предмет, о котором идет речь, на что уходят годы. в противном случае интуиция может сослужить плохую службу, так как знания могут быть поверхностными, а созданная таким образом стратегия — нереальной, и наоборот. Хороший анализ может помочь разработать добротный стратегический план.
Дилемма планирования может быть разрешена путем сочетания двух видов мышления — аналитического и интуитивного. поэтому руководитель не должен выбирать между аналитическим и интуитивным подходом к решению проблемы. он должен обладать всем набором приемов, сочетая свои аналитические способности и отточенную интуицию.
Для того, чтобы быть эффективной, любая организация в процессе стратегического планирования должна уметь сочетать логику и интуицию.
Однако, чтобы связать воедино стратегические цели и стратегию их достижения в некоторое согласованное управляемое целое, обеспечить реализацию целей на практике разными подразделениями компании, необходима разработка бизнес-плана.