Компания Pilkington's Lancastrian Pottery & Tiles – английская фабрика керамики, основанная в 1892 году в Клифтон-Джанкшн, Ланкашир. Братья Пилкингтон первоначально планировали начать разработку угольных пластов в этом регионе, однако подтопление шахт сделало работу нерентабельной. Случайное знакомство секретаря угольной компании с Уильямом Бертоном, химиком компании Wedgwood, подсказало предпринимателям идею использовать найденный здесь мергель для производства керамической плитки, которая в то время вошла в моду и пользовалась большим спросом. Уильям Бертон присоединился к компании в качестве менеджера, и производство началось в январе 1893 года.
Уильям Бертон (1863–1941) обладал обширными познаниями в области керамического производства. Благодаря его руководству вскоре фабрика начала выпуск прекрасной художественной керамики в стиле древних персидских и китайских гончарных образцов, нанимая прекрасных художников и заказывая работы у ведущих дизайнеров того времени. Бертон был вдохновлен идеями движения «Искусство и ремесла» и, в частности, работами Уильяма Морриса. Он подбирал художников и дизайнеров, которые разделяли это вдохновение, и ланкастерские гончарные изделия стали одними из лучших образцов художественной керамики начала ХХ века.
Дизайнеры Pilkington были очень разносторонними, хотя у каждого из них были свои предпочтения.
Гордон Митчелл Форсайт, ставший художественным руководителем Pilkington в 1905 году, сыграл немаловажную роль в организации талантливой команды художников студии. Его работы, которые часто включают персидские, греческие или испанские мотивы, завоевали медали на выставках, проходивших в Париже, Венеции и Турине. Его излюбленные сюжеты – легенды и мифы, средневековые рыцари, каллиграфические и геральдические символы: львы, геральдические лилии.
Блюдо с гвоздиками работы Гордона М. Форсайта, диаметр 48,5 см, Pilkington's Royal Lancastrian, 1919 г.
Ваза с геральдическим львом, Гордон Митчелл Форсайт, высота 35 см, Pilkington's Royal Lancastrian, 1908 г.
Люстровая ваза с оленями и готической надписью, Гордон Митчелл Форсайт, высота 27 см, Pilkington's Royal Lancastrian, 1907 г.
Люстровая ваза с крышкой с изображением галеона, Гордон Митчелл Форсайт, Pilkington's Royal Lancastrian.
Люстровая ваза с крышкой с изображением птиц в пейзаже, Гордон Митчелл Форсайт, высота 16,5 см, Pilkington's Royal Lancastrian, 1911 г.
Ричард Джойс специализировался на рисунках животных более тридцати лет, и его работы варьировались от расписанных вручную переливающихся ваз до рельефных моделей и резных рисунков для глазури «яичная скорлупа» послевоенного периода.
Люстровая ваза с леопардами, расписанная Ричардом Джойсом, высота 21 см, Pilkington's Royal Lancastrian, около 1910 г.
Ваза с птицами среди цветущей листвы, расписанная Ричардом Джойсом, высота 31 см, Pilkington's Royal Lancastrian.
Ваза с изображением бегущих собак, расписанная Ричардом Джойсом, высота 27 см, Pilkington's Royal Lancastrian, около 1912 г.
Ваза с изображением рыб, расписанная Ричардом Джойсом, Pilkington's Royal Lancastrian.
Ваза с изображением ланей, расписанная Ричардом Джойсом, высота 14 см, Pilkington's Royal Lancastrian, 1911 г.
Люстровая ваза с изображением рыб, расписанная Ричардом Джойсом, высота 20,5 см, Pilkington's Royal Lancastrian, около 1920 г.
Уильям Солтер Микок почти 40 лет работал в художественной гончарной мастерской Пилкингтона и создал огромное количество рисунков.
Монументальная геральдическая ваза, расписанная Уильямом Солтером Микоком, высота 51 см, Pilkington's Royal Lancastrian, 1916 г.
Люстровая ваза со стилизованными птицами, расписанная Уильямом Солтером Микоком, высота 28,5 см, Pilkington's Royal Lancastrian, около 1923 г.
Люстровая ваза, расписанная Уильямом Солтером Микоком, высота 22 см, Pilkington's Royal Lancastrian, около 1924 г.
Геральдическая ваза тамплиеров с девизом рыцарей-тамплиеров «Non nobis Domine», Уильям Солтер Микок, Pilkington's Royal Lancastrian.
Люстровая позолоченная ваза с птицами, расписанная Уильямом Солтером Микоком, высота 28,5 см, Pilkington's Royal Lancastrian, около 1929 г.
Люстровая ваза работы Уильяма С. Микока, высота 22 см, Pilkington's Royal Lancastrian, около 1909 г.
Люстровая ваза работы Уильяма С. Микока, высота 22 см, Pilkington's Royal Lancastrian, 1910-1920 гг.
Многие дизайны Pilkington созданы по рисункам Уолтера Крейна, известного книжного иллюстратора XIX века, одного из основателей Общества выставок искусств и ремесел. Как и Уильям Моррис, он хотел привнести искусство в повседневную жизнь всех классов и посвятил большую своего творчества дизайну керамики, текстиля и обоев. Дизайны Крейна: танцующие нимфы, изображения святого Георгия, сражающегося с драконом, и один из самых ярких его дизайнов, известный как «Морская дева», можно найти на ланкастерских люстровых вазах.
«Святой Георгий», рисунок Уолтера Крейна.
Декоративное блюдо «Святой Георгий» по рисункам У. Крейна, Pilkington's Lancastrian Pottery.
«Танцующая нимфа», рисунок Уолтера Крейна.
Люстровая ваза с танцующими девушками, Гордон Митчелл Форсайт, высота 29 см, Pilkington's Royal Lancastrian, 1908 г.
Название «ланкастерская» было использовано для фабрики Pilkington из-за ее расположения в графстве Ланкашир. В 1913 году король Георг V и королева Мария посетили лорда Дерби, в доме которого были выставлены несколько ланкастерских ваз. Именно тогда компания получила разрешение на использование королевского ордера, и фирма стала называться «Королевской ланкастерской гончарной компанией Пилкингтонов».
Уильям Бертон (1863–1941)
Гордон Митчелл Форсайт
Ричард Джойс