Найти тему
Minsknews.by

За что автора «Робинзона Крузо» ставили к позорному столбу и кто придумал «хрущевки». Этот день в истории: 31 июля

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 31 июля в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1703 год. Даниэль Дефо три дня простоял в колодках на площади у позорного столба

-2

Дефо ассоциируется с романом «Робинзон Крузо». Хотя из-под пера автора вышло более 500 книг, памфлетов и журналов на самые разные темы! За один из памфлетов он и был подвергнут наказанию. Дефо обвинили в подстрекательстве к мятежу. Судьями стали люди, над которыми он потешался и кому посвящал саркастические стишки. Острослову надлежало уплатить штраф в размере 134 фунтов и отстоять в колодках у позорного столба «до тех пор, пока угодно будет королеве». На практике получилось три дня — с 29 по 31 июля 1703 г.

Однако те, кто намеревались таким образом унизить Дефо, просчитались: такого триумфа писатель еще не знал. Его забросали цветами, в его честь пели песни. Куда болезненнее оказался удар по кошельку: дела писателя расстроились, грозила нищета, а возможно, и ссылка. В этих обстоятельствах Дефо согласился на сомнительное предложение стать тайным агентом консервативного правительства, оставаясь внешне «независимым журналистом». Так началась другая — секретная — карьера будущего автора «Робинзона Крузо». Он колесил по стране, выдавая себя за торговца, сообщал «куда следует» о политических оппонентах власти и создал целую агентурную сеть. Сегодня Дефо по праву называют одним из отцов-основателей британской Секретной службы.

«Меня всегда интриговало то обстоятельство, что один из величайших в истории писателей-шпионов Даниэль Дефо ни слова не написал о шпионаже в своих основных произведениях, хотя считается одним из наиболее профессиональных разведчиков раннего периода истории английской разведки. Он не только был самостоятельным и успешно действующим оперативником, но и стал впоследствии первым шефом организованной английской разведывательной службы, о чем стало известно лишь много лет спустя после его смерти», — писал в своей книге «Искусство разведки» дипломат и директор Центральной разведки США Аллен Даллес.

1948 год. Открылась сессия ВАСХНИЛ, результатом которой стал полный разгром агробиологической науки и генетики

Президент ВАСХНИЛ академик Трофим Лысенко, окончивший лишь сельскохозяйственный техникум, сделал карьеру не на научных достижениях, а чутко уловив желание Сталина доказать превосходство всего отечественного. «Лысенковщина» распространилась на всю советскую науку.

Подготовку к сессии Лысенко со своими сторонниками начал заранее в обстановке секретности. При этом многих противников Лысенко не известили о готовящемся заседании. Зато за полмесяца до начала сессии постановлением Совмина СССР в список академиков дополнительно внесли 35 «лысенковцев».

После окончания сессии 3 тыс. ученых лишились работы, многие были арестованы и сосланы. Новейшие достижения мировой науки подвергались уничтожающей критике, причем не с научной точки зрения, а с идеологической позиции.

1956 год. В Москве открылся Центральный стадион им. В. И. Ленина в Лужниках (ныне Олимпийский комплекс «Лужники»)

-3

Идея его сооружения возникла в 1935 г., однако реализации грандиозного проекта помешала Великая Отечественная война. Лишь 23 декабря 1954 г. Совет министров СССР принял соответствующее решение и весной в Лужниках начались работы. Стадион, в сооружении которого принимали участие около 25 тыс. профессиональных строителей и рабочих, а также молодежь, студенты и солдаты, был построен в рекордно короткие сроки — за 450 дней. Возводила его практически вся страна: стройматериалы привозили из Ленинграда и Армении, электрооборудование и дубовый брус для зрительских скамеек — из Украины, стекло — из Минска, мебель — из Риги и Каунаса, лиственничный брус — из Иркутска.

Стадион был торжественно открыт в присутствии сотен тысяч зрителей. Центральным событием стал футбольный товарищеский матч между сборными РСФСР и Китайской Народной Республики, завершившийся победой хозяев 1:0.

В настоящее время территория комплекса «Лужники» занимает более 150 га, где расположено более 80 сооружений и объектов.

1957 год. Принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О развитии жилищного строительства в СССР», давшее начало строительству «хрущевок»

Быстрое строительство пятиэтажных блочных домов объяснялось необходимостью хотя бы временно расселить народ из коммуналок и общежитий. Тем более что населения в городах прибавилось. На эти годы как раз пришлось начало послевоенного советского «бэби-бума», а колхозники наконец получили паспорта и приезжали работать «по лимиту».

Основные признаки «хрущевки» — пять этажей, совмещенный санузел, маленькая кухонька, отвратительная звукоизоляция внутренних перегородок, отсутствие лифтов и мусоропроводов, а «утепленный» потолок последнего этажа является крышей. Позже, правда, эти крыши почти повсеместно переделывали.

Да, не хоромы. Но для многих советских семей «хрущевки» стали первым индивидуальным жильем после бараков и коммуналок. Острота жилищной проблемы в СССР была существенно снижена.

Уже при строительстве «хрущевок» официально признавалось, что простоять они должны не больше 25 лет. Однако и по сей день эти пятиэтажки служат жильем во многих городах бывшего СССР.

При упоминании «хрущевок», как правило, только Хрущева и вспоминают. А надо бы — белорусского инженера-архитектора Виталия Лагутенко. Идея, разработка и внедрение в практику методики панельного домостроения — все принадлежит ему. В 1921 г. 17-летним юношей он приехал в Москву из Могилева и начал работать старшим техником на строительстве Казанского вокзала под руководством академика архитектуры Алексея Щусева. Встреча с известным мастером серьезно повлияла на дальнейшую судьбу В. Лагутенко: через десять лет, когда он закончил строительный факультет Московского института инженеров транспорта, А. Щусев взял его в свою мастерскую при Моссовете сначала групповым, а затем и главным инженером. Последние годы жизни — с 1961 по 1967-й В. Лагутенко возглавлял конструкторское бюро крупнопанельного и каркасно-панельного домостроения. Как раз в этом бюро и проектировались «хрущевки».

1971 год. Американские астронавты Дэвид Скотт и Джеймс Ирвин в ходе миссии «Аполлон-15» совершили первую в истории автомобильную поездку по Луне

-4

По бездорожью спутника Земли они катались на четырехколесном полноприводном электромобиле. Использование «лунного бага» позволило астронавтам резко увеличить дальность путешествий по поверхности спутника — до 28 км — и собрать 77 кг образцов лунного грунта, что вдвое превышало собранное их предшественниками с «Аполлона-14».

Американской «лунной тележке» не суждено было стать первым в мире планетоходом. К тому времени на поверхности Луны уже вовсю работал советский «Луноход-1», начавший путешествие по спутнику 17 ноября 1970 г. Однако в отличие от советских «Луноходов» (второй доставлен на Луну в январе 1973-го), которые управлялись дистанционно и автоматически, за рулем американского транспорта сидел непосредственно командир экипажа.