Найти тему

Страницы истории: За пожар на пароходе - высшая мера

29 июля 1941 года пароход «Семён Баранов» совершал обычный рейс вниз по р. Вятке до п. Медведок с двумя баркасами: пассажирским ГП-08 и грузовым ГП-4110. Ниже Советска у с. Петропавловское пароход сел на мель. На баркасах команда об отдаче якорей была отдана поздно, поэтому суда пришли на один траверз с пароходом.
Все три судна стояли рядом, поэтому пассажиры стали свободно переходить с баркаса на пароход, где продавалось спиртное. Вскоре появились пьяные, а затем начались танцы под гармошку. Команда же была занята авральными работами, и за порядком никто не следил. В течение восьми часов речники безрезультатно пробовали снять суда с мели. Неожиданно в из-под палубы грузового баркаса повалил дым…

Как потом установит следствие, тушение пожара организовали плохо. Противопожарные средства парохода действовали против ветра, особого эффекта не давали. Тушение загорания ведрами тоже не подавляло огня. Спасение пассажиров (порядка 80 человек) командой парохода не проводилось. Спасательная шлюпка для этого не использовалась. Людей снимали с баркаса и ловили в воде на своих лодках старшина обстановочного участка и бакенщик.

ЧП привело к человеческим жертвам: утонули женщина-матрос баркаса ГП-08 вместе со своим 13-летним сыном. Все три судна сильно пострадали от огня, также сгорели 78 т льнокудели и льносемян, 15 т муки и другого груза, багаж пассажиров и личные вещи команды. Причиной пожара стало небрежное обращение с огнем курильщиков.

Главным виновным был признан первый помощник капитана. Ему в вину ставилось то, что баркасы встали рядом с находящимся на мели пароходом. Шкипер обвинялся в потере бдительности, а также в том, что не организовал охрану груза и не следил за порядком. А капитан, хотя и имел стаж водника с 1918 года и безупречную репутацию, нес ответственность за все, в т.ч. и за противопожарное состояние и подготовку команды.

В административном партийном порядке были наказаны и руководители пароходства. 4-5 сентября 1941 года в городе Кирове выездной сессией Линейного суда Камского бассейна с участием прокурора Вятского участка было рассмотрено дело об аварии парохода «Семён Баранов». Шла война, поэтому виновные в ЧП понесли суровые наказания. Первый помощник капитана парохода был приговорён к расстрелу, сам капитан и шкипер грузового баркаса - к 10 годам лишения свободы.

#МЧС #МЧСРоссии #МЧСКиров