Найти тему
Я - деревенская

Велики, ёжики и другие летние деревенские радости

"Деревенский дневник" 31 июля

В кузе травел сидечик, Огур как совсемечик,
Огур как совсемечик, Белёненький он зил.
Сентавьте пебе, Сентавьте пебе,
Огур как совсемечик, Сентавьте пебе,
Сентавьте пебе, Белёненький он зил.

Я возвращалась с луга со своими козами и услышала знакомую песенку. Это Настюшка с Матвеем качались на самодельной качеле-тарзанке возле своего дома и распевали песенку из нашего детства.

Художник Ольга Симонова
Художник Ольга Симонова

Я подошла к ребятишкам, а они спрыгнули с качели и стали обниматься с Анжелкой и Белянкой. Ромка скакал тут же, радостно виляя хвостом.

- Настюша, а откуда вы эту песенку знаете?

- Нам мама рассказала. Говорит, что в детстве пела с вами разные переделанные песенки. Там еще дальше было, но я уже не запомнила.

Матвей подхватил.

- Нам еще мама рассказала стихи разные смешные. Про Лукоморье и другие. Мне понравилось, их даже легче запомнить, чем те, которые мы в школе учим.

У меня в голове всплыли строчки «Русалку в бочку посадили и написали «Огурцы». Ну да, ну да! Конечно, такую ерунду легче запомнить, чем пушкинскую классику.

Пока мы с детьми обсуждали переделанные стихи, я услышала заливистый лай из палисадника. Ромка крутился на одном месте и лаял на что-то в кустах. Когда я подошла поближе, то обнаружила в темном уголке крупного ёжика.

Я не стала трогать лесную зверюгу, а Ромку на руках унесла домой, чтобы он не пугал ёжика. Когда я вернулась, ёжик еще сидел в кустах. Я подозвала ребятишек, чтобы показать им эту диковинку. Да, для современных городских детей ёжик это уже диковинка.

Аня, увидев в окне, что мы что-то рассматриваем в палисаднике, тоже выбежала на улицу. Мы все, затаив дыхание, наблюдали за зверьком, но не трогали его. Аня сказала, что у диких ёжиков на колючках бывает много паразитов, и лучше их не трогать, чтобы самим не заразиться.

Через полчаса ёжик понял, что ему ничего не грозит и деловито потопал в сторону леса.

Художник Юлия Неприятель
Художник Юлия Неприятель

Ребятишки были в восторге. А мы с Аней рассказали, как в детстве у нас был свой ёжик.

Однажды мы собирали вместе с Аней ягоды в малиннике, и услышали какое-то фырканье под кустами. Оказалось, что это пришел к нам в сад ёжик. Он не убегал от нас, может тоже испугался. Колючий зверек свернулся в клубочек и смешно на нас пыхтел.

Мы решили его накормить молоком. Принесли в малинник глубокое блюдечко, налили молока. Сначала ёжик не хотел раскручиваться. Но потом унюхал молоко, тихонько подошел к блюдечку и стал лакать угощение.

Обрадованные мы побежали рассказывать об этом родителям. Дед сказал, что молоко ёжикам вредно, от него у дикого зверя может заболеть живот, потому что ёжики такую еду не едят. А едят они, как ни странно, жуков, червяков и всякую падаль. Это было для нас новостью, всегда думали, что они едят грибочки и яблоки, ведь так в книжках рисуют.

Дед дал нам для ёжика мелкую рыбу, и мы приманили своего нового дружка. Рыба ему понравилась больше молока. Он половину съел, а вторую половину куда-то утащил. Мы положили для ёжика еще рыбку, а вечером увидели, что с этим ёжиком пришли еще несколько. То-то было у нас радости! Так мы всё лето подкармливали наших маленьких дружков, да еще и друзей водили, показывали такое чудо.

За это нам разрешали покататься на велосипеде. У нас своего велосипеда не было и мы катались по очереди на велосипеде друзей.

Художник Татьяна Черных
Художник Татьяна Черных

Это был большой неповоротливый «Урал», на который маленькой девочке никак не забраться. Но мы нашли выход – просовывали ноги под рамой и так крутили педали. Чтобы покататься на этой гробине, еще и очередь надо было выстоять. Это был такой аттракцион. Один педали крутит, второй руль держит, а третий на багажнике сидит – веселуха!

У этого велика постоянно слетала цепь. Возможно, была растянута, может ещё что. Но каждый мальчишка владел методикой установки цепи. Да вообще могли быстро отремонтировать мелкие неполадки – выправить руль, заклеить проколотую шину. К взрослым редко обращались. Мы, девчонки, от мальчишек не отставали. Нам тоже было интересно устройство велосипедов, тоже хотелось самим разбирать и собирать железную коняшку.

Мы не только ремонтировали велосипеды сами, но и украшали своих железных коней. Все спицы были обмотаны цветной проволокой. А кто-то в спицы вставлял круг, выпиленный из фанеры или из картона, покрашенный в разные цвета, при езде разные цвета сливались в одно цветное пятно. Это выглядело красиво, но был и минус - боковой ветер значительно сильнее ощущался, сдувал. Да и тяжеленный «Урал» становился совсем неподъемным.

В Малом Острове на великах катались мало, из-за дорог. Асфальта тогда не было, и дорога представляла из себя сплошной песок, по которому на узких велосипедных колёсах было очень тяжело ездить. Поэтому деревенские дети передвигались в основном пешком, а ребята постарше на мотоциклах.

Эти песчаные дороги были и благословением и наказанием. Хорошо, что после дождя вода быстро уходит сквозь песок, но от этого же песка постоянно везде летала пыль, поднимаясь от любого ветерка. А еще этот вездесущий песок забивался в обувь, особенно в сандалию.

Мы не заметили с Аней, как в воспоминаниях о ёжике перешли на велосипеды, на наши песчаные дороги. Но дети слушали с интересом, задавали вопросы, а потом убежали кататься на своих великах, благо сейчас в нашей деревне, наконец-то, был настоящий асфальт, и ребятишкам не приходилось тонуть в песке. Правда, что-то неуловимо прекрасное исчезло с появлением цивилизации. Но лучше уж радоваться хорошему, чем вечно цепляться за прошлое, решили мы с подругой, и выкатили свои велики, чтобы покататься с детьми…

Продолжение читайте здесь

Меня зовут Ольга Усачева. Это 65 глава художественной повести "Деревенский дневник". Все опубликованные главы смотрите здесь