Что за зверь? Многим знаком синдром Отличника, откуда вдруг Двоечник? А этот тот же синдром Отличника, только наоборот.
Что делает отличник:
-изо всех сил старается,
-достигает наилучших результатов,
-старается вызвать одобрение окружающих,
-поступает так, чтобы всем понравиться.
Переверните каждый пункт и получите описание Двоечника:
-он либо ничего не делает, либо делает из рук вон плохо,
-его результат – вот тебе, боже, что нам не гоже,
-ему плевать на окружающих,
-зачастую он не нравится людям.
Корень обоих синдромов одинаков: в детстве оба ребенка – и «отличник», и «двоечник» - привлекали внимание родителей. Каждый своим способом.
Я уже не раз говорила, что младенцу жизненно важно быть «принятым в стае», от этого зависит его выживание. С точки зрения психологии, дитю неважно, какое внимание он получает от Взрослых – со знаком «+» или со знаком «-«.
Отличника хвалили, когда он хорошо себя вел, приносил медальку, достигаторствовал. На двоечника орали, когда он разбивал окно, оставался на второй год или мазал зеленкой дверь соседям. Оба ребенка получали желаемое: внимание родителей. У обоих в детстве была одна проблема – дефицит внимания со стороны Взрослых. Каждый вывел стратегию, позволяющую «добыть» дефицитный ресурс.
Интересно, правда же? Задача одна, а решают ее люди разными способами.
1