Найти тему

Математическое естествознание. Парадоксы практического эксперимента

Основателем Новой науки "математического естествознания" можно считать Галилея, который изучал труды Платона, знал работы флорентийских

платоников. Эти идеи Галилей сформулировал таким образом, что человек познает мир посредством числа. Поэтому его научные положения можно согласовать с христианским толкованием текста Священного Писания, в котором Моисей говорит, что Бог творил мир "мерою и числом", то есть языком описания природы является математика. Поэтому Галилей считал, что следует доверять не простому наблюдению, а тщательно продуманному эксперименту. "Галилей лишь начал процесс создания Новой науки. Но, в его научных взглядах пока нет понимания социальной роли науки, да и само здание науки без таких фундаментальных понятий, как закон природы, сила и др. пока еще достроено им не до конца. Продолжают дело Галилея по формированию новоевропейской науки

Ф. Бэкон и Р. Декарт. Однако в отличие от Галилео Галилея, который создавал экспериментальное математическое естествознание, Бэкон развивает опытное естествознание, указывая, что именно опыт должен быть

основой науки. Любая наука, которая будет строиться на каких-то измышлениях, гипотезах, пустых построениях разума, обречена на неудачу. Поэтому Наука может быть истинной только тогда, когда опирается на опыт, именно опыт есть, по Бэкону, и источник знания, и критерий истины, и единственное основание науки". Поэтому такая концепция научного познания

называется научным эмпиризмом.

В 20 веке квантовая механика обосновала принцип неопределённости В. Гейзенбергом: дополнительные величины (координата и импульс), которые характеризуют физическую систему не свойственную принимать одновременно точные значения."Потому что вещь как частица перестает быть для нас определённо-протяженной, свойственной для видимого пространства. Потому что нам необходимо установить точно параметры ее движения и измерить ее энергию одновременно. Если мы локализируем частицу, то мы лишаемся возможности описать импульс и ее динамику. Потому что измерительные приборы качественно изменяют реальные свойства микро объектов, воздействуя на их свойства. Потому что волновая и корпускулярная картина микромира дополняют друг друга. Поэтому невозможно установить насколько истинна, верна, каждая из них в отдельности и какой результат они дадут при своем объединении". Поэтому теория вероятности усилила сомнение в существовании динамических (однозначных) законов и закономерностей, которые отвергаются наукой. В онтологическом дуализме метафизический каркас реальности представляется как расщипление двух бытийных горизонтов здешнего и идеального бытия Личности, соединённых специфической ассиметрией, энергийной связью энергий притяжения со стороны Личности Бога и особой энергии, - синергии со стороны человека. При этом слияние двух горизонтов бытия не происходит, так как энергийная связь осуществляется в расщипленной реальности пространства-времени. Поэтому синергетика предложила сместить методологический научный акцент с закономерности на случайность. В этой связи, появилось учение о недолговременности устойчивых и необходимых связей в природе, то есть непостоянстве констант и объективных законов природы (И. Пригожин). Поэтому П. С. Лаплас (автор космогонических гипотез и идеолог детерминизма) предложил возможность описания движения любой вещи точными законами динамики и вывести вплоть до мельчайших деталей, все будущие состояния мира из заданных начальных параметров механической системы. Но с точки зрения синергетики нельзя однозначно предсказать будущее. Наука не в состоянии определить изменяемое в пространстве-времени вещество между настоящим и будущим. Кроме этого, в 1931 г. К. Гедель (член Венского кружка) доказал теоремы о неполноте. Вторая теорема говорит, что не существует полной формальной теории, в которой были бы доказуемы все истинные теоремы арифметики. В любой полной формальной системе всегда отыщутся два взаимоисключающие утверждения, выводимые из одних и тех взаимосвязанных аксиом. Поэтому трактовка Геделя позволяет предположить, что в каждой развитой логической системе ЕСТЬ СЛЕДСТВИЕ, КОТОРОЕ НЕЛЬЗЯ ОПРЕДЕЛИТЬ, ни как истинное, ни как ложное. Потому как в пространстве-времени действует причинно-следственный закон, который в свою очередь подчинен Свободной Первопричине, Абсолютному Разуму чистого бытия, вне пространства - времени. Свойство системности научного знания обеспечивается логико-математическим правилом и искусственным языком описания практического опыта, которые неизбежно сопряжены с дилеммами, апориями и парадоксами. Поэтому известный физик XX в. В. Гейзенберг говорит о теории Галилея, что «искажая и идеализируя таким способом факты, он получил простой математический закон, и это было началом точного математического естествознания Нового времени». То есть новая физика начинается не с отказа от умозрительных построений

Средневековья и доверия фактам, как обычно считается, а фактически наоборот – с некоего недоверия фактам в пользу умозрительных математических конструкций.

Поэтому европейская наука определяла себя как системно упорядочное знание о природе. Систематизация науки базируется на логическо-математическом основании считающимся целостным показателем подлинности. Но, опять оказалось, что логика и математика распадаются на множество исчислений и систем, которые невозможно обобщить или сформировать в отдельную объединяющую их систему. Потому что идеал системности выражается в форме объективной Истины, которая укоренена в логике мышления и закона непротиворечия. Потому что целостность противоположна системности. Системность в переводе с гр. я. означает "затор" или "зацикленность мысли". Поэтому закон зависимости идеологии стал составной частью, которую и представила Новая философия, "в виде социально - экономического базиса и лежащих в основе его производительных сил" (философия материализма). Потому что Истина, - это отношение знания к целостной действительности, но не к системе искусственно представленной человеком из отдельно абстрактно вымышленных частей исторических периодов, познаний изменяемого пространственного бытия во времени, стремящегося к распаду, энтропии, смерти итд. Истина, - "в целом, а не в системе" (И. В. Гете). Актуальная Действительность Бога, - это исключительно, деятельность Его Разума, Логос, то есть божественное мышление. Поэтому САМ БОГ - это ЧИСТЫЙ ДЕЯТЕЛЬНЫЙ РАЗУМ. Бог мыслит Сам в Себе и Его мысль есть мышление о мышлении (Аристотель, XII, 9). Поскольку в Боге нет материи, то ПРЕДМЕТ МЫСЛИ (Логос, Нус, Ум) и МЫСЛЬ о предмете СОВПАДАЮТ (тождественны, а значит реальны в пространстве-времени) и имеет Актуальную действительность (цит. по: В. П. Лега, История Западной философии).