Найти тему

Как боевой десантник стал главным горняком Михайловского ГОКа

Оглавление

2 августа наша страна отметит День воздушнодесантных войск. Среди тех, кто наденет на праздник голубой берет, будет и главный горняк Михайловского ГОКа Алексей Догадин. Тем более, что ему есть что вспомнить…

Алексей Догадин убеждён: невыполнимых задач не бывает. Этот девиз он взял на вооружение ещё в молодости. По примеру отца и деда пошёл учиться в Железногорский горно-металлургический колледж, чтобы потом, как и они, работать на Михайловском ГОКе. А ещё парнишка мечтал попасть в ВДВ, ведь десантники — это боевая элита вооружённых сил…

Балканский рубеж

Его мечта сбылась: в 1996 году Алексей попал в отдельную воздушно-десантную бригаду в Северо-Кавказском военном округе. Через год его направили в Абхазию, в 345 гвардейский парашютно-десантный полк. В составе миротворческих сил Догадин выполнял специальное задание в зоне вооружённого конфликта в Гальском районе, а после его окончания остался в армейских рядах.

— Наверное, к тому времени я уже привык работать на результат, — объясняет он своё решение. — Считаю, что все наши действия и усилия должны приносить пользу. Мне хотелось, чтобы время службы в армии не просто осталось в памяти, а пошло впрок. Поэтому в 1997 году я подписал контракт с министерством обороны, после чего защищал интересы нашей Родины за её пределами.

В то время, в 1999 году, полыхал конфликт на территории бывшей Югославии. Алексей Догадин в составе миротворческих сил патрулировал непростой участок. Июньским днём их батальон получил приказ собраться и выдвинуться на задание. Цель — взять и удерживать аэродром до прихода основных сил.

Как выяснилось позже, некоторые страны закрыли своё небо для российских самолётов, а колонна натовских танков вышла в сторону наших войск. Российские солдаты получили приказ остановить их.

— Я взял в руки автомат и последовал за командиром. Мы пошли навстречу колонне и встали перед танками. Танки тоже остановились. Несколько минут шёл напряжённый разговор. Наш командир залез на броню, пытаясь объяснить другой стороне, что дальше хода нет. Через время люки танка закрылись, а мы так и остались стоять. Колонна — и мы с командиром напротив неё, — вспоминает Алексей.

Фото из архива Алексея Догадина
Фото из архива Алексея Догадина

Спустя много лет, когда об Алексее как участнике тех событий снимали фильм и на Михайловский ГОК приезжали журналисты, он узнал, что в те роковые минуты, казавшиеся вечностью, решалась не только их судьба, но и характер отношений двух могучих держав. Подразделение НАТО получило команду на силовой захват аэродрома, и только решение офицеров, которые правильно оценили обстановку, не позволило развязать мировую войну.

— К сожалению, не все из тех моих двухсот сослуживцев дожили до сегодняшнего дня. Многие из них продолжили службу и стали героями посмертно. Те, кто остался жив, уверены: именно события, произошедшие много лет назад, дали возможность России заявить о себе. Наша страна постепенно восстанавливала силы и наконец стала той державой, с которой сегодня считается весь мир, — уверен Алексей Догадин.

По стопам деда и отца

По окончании военного контракта Алексей вернулся в Железногорск. Как и его родные, начал работать в карьере Михайловского ГОКа — сначала помощником, а затем и машинистом экскаватора. Как человек, не привыкший останавливаться на достигнутом, решил двигаться дальше: поступил в Юго-Западный университет, получил специальность горного инженера.

— На Михайловском месторождении — самые большие в мире запасы руды. Поэтому очень хотел участвовать в их разработке, развитии карьера, комбината. Очень благодарен моему наставнику и учителю, уникальному профессионалу Александру Цукерману, который тогда работал главным горняком. Он поверил в меня и предложил должность инженера в его службе. Более половины своих сегодняшних знаний я получил именно от него. У меня до сих пор на столе его книги по горному делу. Периодически их перечитываю, — говорит Алексей Догадин.

Карьер — живой организм

Сейчас «направление главного удара» Алек сея Догадина — изменение транспортной схемы карьера.

— Это связано с тем, что в рудной чаше построили уникальный для России объект — крутонаклонный конвейер мощностью 15 миллионов тонн в год. И сейчас строим второй, — поясняет он. — Мы провели огромную работу по обоснованию, проектированию, планированию этих объектов. Первый запустили в 2020 году. Второй — мощнее: он сможет транспортировать 35 миллионов тонн. За этой перспективной, экономичной и безопасной транспортной схемой — будущее карьера.

Кроме того, Догадин — один из ключевых участников проекта «Трансформация бизнес-процессов и IT-архитектуры горногеологической информационной системы (ГГИС)».

— Искусственный интеллект будет анализировать все возможные варианты развития предприятия, что позволяет людям принимать самые верные решения и использовать мощности максимально эффективно, — объясняет главный горняк. — Опираясь на данные системы, мы сможем выстраивать стратегию дальнейшего развития карьера. Природа дала нам не самые лучшие по качественным показателям железные руды. Но невыполнимых задач нет. Мы учимся преодолевать трудности и, вложив знания и усилия, получаем отличный продукт. Наша задача — оставить будущим поколениям то лучшее, что мы создали. Никто, кроме нас, этого не сделает.

Юлия Ханина