Найти тему
Никита Непряхин

10 техник активного слушания

У вас есть талант слушателя? Многие люди до сих пор полагают, что слушание — это всего лишь молчание. Правильное слушание — это тяжелая, активная и утомительная работа, результат которой — хорошее расположение собеседника, а также близкий и доверительный контакт.

Кадр из фильма "Август"
Кадр из фильма "Август"

Умение слушать — один из главных показателей результативности продажи. Зная, какие могут быть возражения у потребителя, какие у него ожидания в отношении товара или услуги, каковы его покупательские возможности, можно совершить продажу. Менеджеры, освоившие техники активного слушания и эффективно их использовавшие в работе, повысили уровень продаж на 2️0️–3️0️%.

Делюсь с вами 1️0️ работающими техниками активного слушания

1️ — вербальное и невербальное сопровождение

Слушая собеседника, вы подаете вербальные и невербальные сигналы, которые служат знаками внимания, поощрения или интереса. Это могут быть кивок головой, заинтересованный или озабоченный взгляд в момент обсуждения серьезного сообщения, искренняя улыбка, легкий наклон головой в сторону говорящего. Активное слушание сопровождается следующими словами:

  • я понимаю
  • невероятно
  • точно
  • прекрасно
  • конечно
  • да вы что
  • да именно так и т.д.

Плюс побуждающие междометия.

Главное — не переусердствовать и знать меру: в противном случае собеседник может расценить увлеченность этим методом как издевку над ним.

2️ — эхо

Это дословное повторение основных положений вашего собеседника.

«Значит, вы считаете, что... Насколько я вас понял... Вы говорите, что…»

3️ — уточнение

Это просьба уточнить отдельные положения высказывания собеседника.

«Это очень интересно. Не могли бы вы уточнить... Могли бы вы поподробнее рассказать об этом».

4️ — резюме

Суть приема заключается в резюмировании сути высказываний вашего собеседника.

«Таким образом, главным для вас является... Другими словами...»

5️ — логическое следствие

Выведение логического следствия из того, что вам сообщил собеседник.

«Итак, если я правильно понял, то для вас принципиально важным является наличие гарантий по договору? Как я понимаю, вы стремитесь к тому, чтобы минимизировать затраты на рекламу?»

6️ — интерпретация

Вы выдвигаете свои предположения относительно причин высказывания собеседника.

«Вы так считаете, наверное, потому что...»

7️ — эмоциональное повторение

Вы повторяете услышанное, употребляя ключевые слова и выражения собеседника, при этом вы выражаете заинтересованность, удивление, энтузиазм.

«Неужели?.. Правильно ли я вас понял, что?..»

Обращайте внимание на тон и интонации ваших высказываний. Хуже некуда, если слова «неужели?», «потрясающе!», «да вы что?» произнесены вяло и скучающе. Это отбивает всякое желание собеседника продолжать рассказ и обижает его. Ваша задача, чтобы слова-сопроводители звучали искренне и действительно выражали заинтересованность.

8️ — отражение чувств

Своими словами вы показываете собеседнику, что сопереживаете ему, понимаете его чувства. Но делайте это только тогда, когда допустимо.

«Я понимаю, что вам нелегко говорить об этом... Я представляю, что вы чувствуете...»

9️ — примеры

Чтобы показать свое понимание того, о чем говорит собеседник, можно привести уместный пример или вспомнить ситуацию, подобную той, о которой идет речь. Именно уместный, ведь ваша задача не перебить собеседника залихватской историей, а поддержать его. Желательно быть немногословным. Помните, что вы — слушатель, а пример — лишь способ оказать внимание. Используйте этот прием аккуратно: если вам изменяет чувство меры, есть вероятность не поддержать рассказывавшего, а перебить его, увести от логики повествования и сделать вашим слушателем. Поэтому после вашего примера вернитесь от своей истории к речи собеседника:

«Вы знаете, ваша ситуация очень напоминает то, что случилось со мной в прошлом году. Я вас понимаю. (Краткая история.) Очень похоже на вашу ситуацию, не так ли?»

1️0 — вопросы

Задавайте вопросы. Не бойтесь уточнять или переспрашивать собеседника. Во-первых, точность полученной информации важна для вас, а, во-вторых, собеседнику будет приятна ваша заинтересованность. Не стесняйтесь уточнять незнакомые слова или термины; выясняйте, что хотел сказать оппонент, если услышали неясные формулировки или утверждения. Задавайте вопросы, чтобы узнать больше.

Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие; если после беседы с вами человек доволен собой и своим остроумием, значит, он вполне доволен и вами.

Жан де Лабрюйер

Статья написана Никитой Непряхиным на основе его книги «Убеждай и побеждай. Секреты эффективной аргументации», издательство «Альпина Паблишер».