Вы не пробовали пересмотреть старый фильм «Алые паруса»? Тот, с оной Вертинской и красавцем Лановым в стильной кожаной курточке? Скучное, доложу я вам, зрелище. Или это мы постарели и изменились?
Проходит время, и ты начинаешь понимать, что Ассоль – просто экзальтированная дуреха, а корабль под алыми парусами не чудо, а прихоть одуревшего от «бабла» олигарха. И самое интересное, как и полагал Лев Толстой, начнется после заключения брака. Это если он вообще будет оформлен. Истинным волшебством будет, если «богатенький Буратино», утомившись от постоянного присутствия провинциальной и потому безнадежно романтичной девицы, не утопит ее в набежавшей волне, как Герасим Му-Му.
Битый жизнью, полуспившийся и грубый Александр Степанович Гриневский умел выдумывать красивые и потому далекие от действительности истории – этот факт вызывать удивление не должен. Поразительно другое: его фантазии кружили головы множеству очень разных людей и вызывали в них тоску о том, чтобы эта проклятая жизнь хоть когда-нибудь, хоть на краткий момент стала похожей на ту сусальную сказку.
Когда-то Мераб Мамардашвили говорил: молясь о чуде, мы просим, чтобы нечто произошло по существующим законам. Я тогда ничего не понял. Признаться, и сейчас «не сильно въезжаю». Подумаем вместе? Итак, замечательная жизнь в нашей прекраснейшей части мира довела до такого ощущения собственного бессилия и незначительности, что обращаться остается только к высшим, уже неземным инстанциям. И уж точно ты станешь просить, чтобы удача пришла вопреки тем правилам, которые сделали из тебя, - умного, сильного и безумно красивого, такого, что сам себя целовал бы во все места, до каких только дотянулся бы, - полное ничто.
Значит, чудо обязано возникать против норм реальности?
Но великий мыслитель изрек совершенно противоположное. Мудрец ошибся?
Разбираемся дальше, если не надоело, и вы еще не утомились от непривычной, сильно умственной деятельности. Берем Ассоль из жизни. Скажете, «в натуре» так не бывает? Но кто-то выходит же замуж за олигархов. Вот сюжет из реальной истории: к некрасивой «очкастой» подлеточке на улице подошел тип в растянутом свитере и спросил: «Девочка, хочешь сниматься в кино?» Для молодых поясню: в середине прошлого века приглашение предстать перед камерой значило примерно то же, что сегодня войти в состав какой-либо «Виагры», «Серебра» или… ну, не знаю я самых громких во всех смыслах сегодняшних попсовых групп. И что же, наша глупышка бросилась неведомому благодетелю на шею? Нет, она, эта дурочка, на самом деле была умная. Она сразу повела «как бы принца» знакомиться с мамой. А та встречала по одежке, то есть по вышеупомянутому свитеру, и первым делом спрятала серебряные вилки. А то знаем мы этих, которые на белых конях с алыми парусами.
Результат в данном случае оказался круче, чем даже Грин придумал бы. Подлеточка стала для всей планеты символом красоты и стиля, буквально олицетворением своей страны, да не Гондураса какого-либо, а Белль Франс, Франции то есть. С нее изваяли статую Марианны. Один из многих фильмов, где она сыграла, называется «Очаровательная идиотка». Но снялась в нем она только тогда, когда все уже знали: на самом деле она очень и очень умная. Брижитт Бардо ее зовут. До сих пор живая, правда, очень старая, и собирается просить о российском подданстве. Присоединится к Депардье, и будет у нас полный «Гомон». (Ударение на последнем слоге, это название киностудии, а не …)
Значит, все таки случается, что мечты сбываются? Но о богатом и прекрасном принце грезит каждая девушка. Если бы «сбыча мечт» происходила, в мире не хватило бы ни алой краски, ни белых коней, даже если считать совсем уж заезженных одров. Выходит, чудо - это когда события развиваются не в соответствии с экономически обоснованным количеством олигархов, полотна и лошадиного поголовья, а по тайным желаниям отдельно взятого представителя некоторого множества. В данном случае множества юных дур. Значит, параллельно существуют законы мечты и правила действительности, и чудо - это когда реальность засбоила и исполнение через сплошную линию перескочило на соседнюю полосу и подчинилось действующим там установлениям. То есть, фантазия оттеняет подлинность, но не отменяет ее.
Утверждение, что нормальному человеку может повезти только в том разе, если логика событий свихнется в сторону, абсолютно соответствует фактам. Но коли так, может, это действительность какая-то ненормальная, неправильная? Взяла реальность, да и вывихнула сустав? А чудом нам представляются действия костоправа.
Если так, тогда Мераб Константинович прав. В нашей действительности чудо то, что старец Зосима «провонял». А то встали бы вопросы, кто его набальзамировал, для чего это сделали и какова будет дальнейшая судьба нетленной мумии.
В мире, где исполнение законов природы превратилось в сверхъестественное событие, ужасно неудобно жить. Спать на потолке – только одно из малых и милых особенностей такой вселенной – подумаешь, беда – одеяло сваливается. Хуже, что в полном соответствии с правилами этой игры Мамардашвили с шестью рублями в кармане найдут умершим от инфаркта в аэропорту. Думаю, вы догадались, что не в VIP-зале. А Грузией тогда правил и решил не пускать мудреца на родину из-за его невосторженного образа мыслей выдающийся политик, богач… Как же его звали-то?
Не тот материальный мир создал господь, в котором позволено было бы достойно жить философам. Им даже чудо здесь не позволяет войти в VIP-зал. Гораздо легче умнику войти в историю.
А вот факт, что память отказывается хранить имена политической мелюзги, пусть даже ей удалось затравить гения, это не чудо. Это правильный и неотменяемый закон нормального мира.