Сегодня я уже в Приэльбрусье. Можете вместе со мной полюбоваться видами Эльбруса. ⏪Тут по ссылке видео. Две его вершины, правда, в облаках, как в кепке.
Со мной так - неделю назад слетал на Урал, оттуда на машине поехал в Краснодар. Там обсудили проекты с новыми заказчиками (напомню, я руководитель строительной компании "Атлант" (строим индивидуальные дома)), а еще сдал объект и проехал по строящимся объектам.
С вчерашнего дня и на ближайшую неделю - горы, горы...Будет что-то... но я сохраню интригу!
Обычно люди говорят: мы за тобой не успеваем! Идти надо в своем темпе! Но чтобы не отрываться от коллектива 😍🤣, попробую притормозить. Вернусь к поездке по маршруту Пермь-Краснодар.
Тут моя семья передает вам привет, правда, старший остался дома на хозяйстве. Путешествуем без него, к сожалению.
По дороге попадалось много храмов. Видно, что какие-то с историей, какие-то "свежесрубленные". И очень много пустых, обветшалых...
Размышлений по поводу заброшенных храмов было много. С позиций строителя, тип домостроения, каким в "коробке" (без росписей, икон, символики, - то есть духовного наполнения) являются многие из попавших в мое поле зрения церкви, - технически несложные сооружения. Все же это не готика с бетонным кружевом, конструктивно-сложными элементами, арочными сводчатыми потолками. Тем удивительнее, что попалось много "грустных" храмов - заброшенных или долгостроев (точнее, долгореконструктов) ... да, какие-то храмы зарастают бурьяном, какие-то пытаются реставрировать десятилетиями. При том, на сегодня православная церковь имеет все виды поддержки государства и общества. Жаловаться на нехватку средств при колоссальном охвате церковью территорий страны - странно.
Не вполне понимаю, почему местные общины не заинтересованы в восстановлении старых церквей, зато легко и просто вкладываются в скучный новодел? Неужели для храмов не важна энергетика молитв многих поколений? Преемственность? Сохранность старой эстетики культовых сооружений?
1. Церковь Троицы Живоначальной. С. Пыховка, Воронежская область
В советское время храм использовали не по назначению. С 2000-х годов его пытаются восстановить, ремонт идет больше 23 лет, и пока ничто не указывает на завершение ремонта. Хотя работы, судя по некоторым признакам, ведутся. Заметно частичное остекление, в лесах шатровая конструкция колокольни. Храмы такого типа, в которых храм, колокольня и трапезная вытянуты по оси, называется "корабль" или "кораблец" - это самый частый, традиционный архитектурный тип православного храма, имеющий большое распространение на территории России с 17 в. , что может говорить о том, что у православной церкви накоплен богатейший опыт по восстановлению или строительству сооружений подобного типа.
Мне это трудно понять, но на иных храмах не выполнена даже примитивная консервация, предотвращающая здания от разрушений. И только на юге страны так? Поставлю для примера фото из других мест, из Вологды. Очень красивые главки церквей, такое возвышенное летящее барокко, узорчатая вязь на стенах... Что с этой церковью Вознесения? Смотрите фото 2007 и 2022 годов. Вот что: ничего.
Брошенная лестница на фото ниже напомнила мне картину Брейгеля "Вавилонская башня".
Не достроили...
Внутри церкви фрески. Их состояние ухудшается уже не с каждым годом - с каждым днем. Я человек нерелигиозный. Но меня беспокоит уходящая красота. Почему же она не волнует верующих? Их (судя по размаху празднования Пасхи или Рождества) с каждый годом все больше.
Вспомнились стихи Лермонтов по этому поводу.
Расстались мы, но твой портрет
Я на груди своей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
И, новым преданный страстям,
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный - всё храм,
Кумир поверженный - всё бог!
2. Собор Воскресения Христова. Новохоперск, Воронежская область.
Приятно порадовал красками и мощью собор в византийском стиле - Новохопёрск - небольшой город Воронежской области. Селение основано хопёрскими казаками на берегу реки Хопра.
Горд считается русским историческим, и хотя численность населения Новохопёрска не достигает и 6 тыс. чел, его сильная община поддерживаеть храм в достойном виде.
Насколько это важный в историческом плане город, судите по фактам. В 1768 году Екатерины II издала указ о создании так называемой «Донской экспедиции», ее задачей стало недопущение высадки турецкого войска на Чёрном и Азовском морях. Для чего в Новохопёрске была устроена судоферфь. И в 1769—1870 годах там были выстроены боты «Елань», «Хопёр» и др. Первая эскадра состояла из кораблей «Таганрог», «Корона», бота «Курьер» и фрегата «Второй», вторая эскадра — из 16-пушечного двухмачтового «Хотина», кораблей «Азов», «Новопавловск», «Морея» и фрегата «Первый».
Отсюда фрегат «Первый» был переведён с верфи в Таганрог для достройки, тогда в составе его экипажа находился еще неизвестный будущий непобедимый флотоводец Ф. Ф. Ушаков. Многие славные морские страницы Севастополя связаны с адмиралом Ушаковым и кораблем «Модон», это при его участии в 1784 году татарская деревня Ахтияр выросла до крупнейшего морского форпоста, а новому городу было присвоено название Севастополь — «священный город» ( с греч. себастос — «знаменитый, высокородный», полис — «город»).
Само здание церкви выполнено в русском стиле, по типовому проекту архитектора Константина Андреевича Тона.
Строительство Воскресенского собора совпало с административными переменами - туда перевели Войска Донского. Благодаря притоку новых людей, оживлению всех сфер деятельности в городе возникла Богоявленская ярмарка. Для нее потребовалась обширная площадь для лотков и павильонов. Первая ярмарка прошла в январе 1866 года, длилась около четырех недель. Торговые площади начинались как раз с этого собора, и сегодня его окружает зеленая площадь. Торговля повлекла за собой развитие ремесел, расширение садовых и огородных площадей. На ярмарке богатели торговые перевозчики. Кроме того, как бы мы сказали сегодня, "стартанула недвижимость": купцам надо было где-то жить и размещать товар. За гостевыми домами подтянулись трактиры и чайные. Ярмарка приносила городу хороший доход, и за пять лет с донцами Новохопёрск преобразился.
Всякий православный торговец шел в храм, помолиться за близких и успех дела. Особое почтение в храме вызывала старинная икона "Скоропослушница". Она и сегодня - главная реликвия храма.
3. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Село Новотолучеево Воронежская область.
Тоже старая постройка - церковь Казанской иконы Божией Матери, как сказано в исторической справке сайта "в слободе Новой Тулучеевой с приделами св. равноапост. Кирилла и Мефодия на правой стороне и Богоотец Иоакима и Анны на левой стороне – каменная, построена в 1818". Тоже типовой проект - обычный храмовый квадрат с "вторым светом" восьмериком (восемь стен) на четверике с трапезной и колокольней и тоже кораблец.
С точки зрения архитектуры, ничего особенного, разве что купол храма и окна оформлены в традициях барокко. Но с точки зрения храмового сооружения, - место древнее, намоленное многими годами, и такие храмы нуждаются в больше любви. Выглядит же церковь очень усталой.
4. Церковь Петра и Павла. Село Петропавловка, Воронежской области
В Воронежской области России, в трех часах езды от Воронежа, на левом берегу Дона при слиянии рек Толучеевки и Криуши расположено село Петропавловка. Оно основано в 30-е годы 18 века казаками Острогожского полка. Обжившись на новых местах, казаки в 1745 году на свои средства построили первую церковь, освящённую в честь святых апостолов Петра и Павла. В 1861 году церковь обновили и перестроили. В тридцатые годы прошлого века храм закрыли для молений, и открыли там же дом культуры и районную библиотеку. Позднее там же работал кинотеатр. С 1990 года в селе стали вестись работы по восстановлению Петропавловской церкви. При том, что забота о храме заметна, и выглядит он внешне приятно, здание храма нуждается в ремонте, особенно в цокольной части.
5. Церковь Спаса Преображения. Село Заброды, Воронежская область
По-моему, самый грустный храм из всех, что попались мне по дороге. В недостойном окружении, порядком разрушенный и долго, очень долго реконструируемый. Видимо, он настолько намозолил глаза своей ветхостью, что лет на сорок его закрыли облупленной стеной, стараясь не замечать.
А ведь это очень красивый, гармоничный храм. Изначально трехпрестольный: центральный придел освящен в честь Преображения Господня, северный - св. ап. Фомы, южный - Рождества Иоанна Крестителя. Он построен еще в 1856 году. С началом антирелигиозной кампании в 30-х гг 20 века закрыт. Но это были не самые печальные времена храма.
В 50-х годах тут разместили тракторную мастерскую. В 2007 году, когда храм решили вернуть к жизни, пришлось ликвидировать последствия индустриализации - метровый слой грунта вокруг храма вывезли на свалку, он пропитался соляркой за годы эксплуатации не по назначению. И так шаг за шагом - вставили окна, починили купола, купили колокола для звонницы.
Начинали с этого.
Постепенно стали вырисовываться прежние контуры храма.
Особенно сложно далось восстановление купола храма (2012 год). Цилиндрическое основание храма ("барабан", как говорят сегодня, и "шея" в древнерусской традиции) время не сохранило. Его восстанавливали по старым довоенным фотографиям, произведя по ним точный расчет высоты и диаметра окружности.
С момента, когда за храм взялись, прошло 16 лет... И сколько еще пройдет, пока он примет прихожан?...
......................................................................................
Мы ехали сельскими дорогами. Мы не выбирали храмы получше или похуже. Не было задачи наковырять "изюма из булки", равно как и "наловить блох".
Жизнь этих мест все также связана с сельским хозяйством. Только техника стала поновее, да дома покрепче.
Жизнь кипит и торопится вперед. Я повторю, что не религиозен. Не отношусь ни к какой конфессии, хотя историей и философией религии интересуюсь - это часть культуры. Никакие народы не поймешь, пока не узнаешь, во что они верят. Что японцы без синтоизма и буддизма? Что китайцы без конфуцианства? Что британцы без англиканской церкви? Что русские без православия? По рождению в России я причастен к православной культуре, и мне грустно и больно видеть заброшенные храмы. А вам как? И еще вопрос: может, не надо строить новое, а надо сохранять то, что корнями прорастает из истории. Строят культовые сооружения, на мой взгляд, в избытке, а старина тем временем, гибнет.
.