Найти тему

Грустные храмы России

Сегодня я уже в Приэльбрусье. Можете вместе со мной полюбоваться видами Эльбруса. ⏪Тут по ссылке видео. Две его вершины, правда, в облаках, как в кепке.

Со мной так - неделю назад слетал на Урал, оттуда на машине поехал в Краснодар. Там обсудили проекты с новыми заказчиками (напомню, я руководитель строительной компании "Атлант" (строим индивидуальные дома)), а еще сдал объект и проехал по строящимся объектам.

С вчерашнего дня и на ближайшую неделю - горы, горы...Будет что-то... но я сохраню интригу!

Обычно люди говорят: мы за тобой не успеваем! Идти надо в своем темпе! Но чтобы не отрываться от коллектива 😍🤣, попробую притормозить. Вернусь к поездке по маршруту Пермь-Краснодар.

Тут моя семья передает вам привет, правда, старший остался дома на хозяйстве. Путешествуем без него, к сожалению.

По дороге попадалось много храмов. Видно, что какие-то с историей, какие-то "свежесрубленные". И очень много пустых, обветшалых...

Размышлений по поводу заброшенных храмов было много. С позиций строителя, тип домостроения, каким в "коробке" (без росписей, икон, символики, - то есть духовного наполнения) являются многие из попавших в мое поле зрения церкви, - технически несложные сооружения. Все же это не готика с бетонным кружевом, конструктивно-сложными элементами, арочными сводчатыми потолками. Тем удивительнее, что попалось много "грустных" храмов - заброшенных или долгостроев (точнее, долгореконструктов) ... да, какие-то храмы зарастают бурьяном, какие-то пытаются реставрировать десятилетиями. При том, на сегодня православная церковь имеет все виды поддержки государства и общества. Жаловаться на нехватку средств при колоссальном охвате церковью территорий страны - странно.

Не вполне понимаю, почему местные общины не заинтересованы в восстановлении старых церквей, зато легко и просто вкладываются в скучный новодел? Неужели для храмов не важна энергетика молитв многих поколений? Преемственность? Сохранность старой эстетики культовых сооружений?

1. Церковь Троицы Живоначальной. С. Пыховка, Воронежская область

-2
-3

В советское время храм использовали не по назначению. С 2000-х годов его пытаются восстановить, ремонт идет больше 23 лет, и пока ничто не указывает на завершение ремонта. Хотя работы, судя по некоторым признакам, ведутся. Заметно частичное остекление, в лесах шатровая конструкция колокольни. Храмы такого типа, в которых храм, колокольня и трапезная вытянуты по оси, называется "корабль" или "кораблец" - это самый частый, традиционный архитектурный тип православного храма, имеющий большое распространение на территории России с 17 в. , что может говорить о том, что у православной церкви накоплен богатейший опыт по восстановлению или строительству сооружений подобного типа.

Мне это трудно понять, но на иных храмах не выполнена даже примитивная консервация, предотвращающая здания от разрушений. И только на юге страны так? Поставлю для примера фото из других мест, из Вологды. Очень красивые главки церквей, такое возвышенное летящее барокко, узорчатая вязь на стенах... Что с этой церковью Вознесения? Смотрите фото 2007 и 2022 годов. Вот что: ничего.

Вологодская область, Варницы. Церковь Воскресения Христова, 2007 г
Вологодская область, Варницы. Церковь Воскресения Христова, 2007 г

Брошенная лестница на фото ниже напомнила мне картину Брейгеля "Вавилонская башня".

Вологодская область, Варницы. Церковь Воскресения Христова, 2022 г
Вологодская область, Варницы. Церковь Воскресения Христова, 2022 г

Не достроили...

-6

Внутри церкви фрески. Их состояние ухудшается уже не с каждым годом - с каждым днем. Я человек нерелигиозный. Но меня беспокоит уходящая красота. Почему же она не волнует верующих? Их (судя по размаху празднования Пасхи или Рождества) с каждый годом все больше.

-7

Вспомнились стихи Лермонтов по этому поводу.

Расстались мы, но твой портрет
Я на груди своей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.

И, новым преданный страстям,
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный - всё храм,
Кумир поверженный - всё бог!

2. Собор Воскресения Христова. Новохоперск, Воронежская область.

Приятно порадовал красками и мощью собор в византийском стиле - Новохопёрск - небольшой город Воронежской области. Селение основано хопёрскими казаками на берегу реки Хопра.

Горд считается русским историческим, и хотя численность населения Новохопёрска не достигает и 6 тыс. чел, его сильная община поддерживаеть храм в достойном виде.

Насколько это важный в историческом плане город, судите по фактам. В 1768 году Екатерины II издала указ о создании так называемой «Донской экспедиции», ее задачей стало недопущение высадки турецкого войска на Чёрном и Азовском морях. Для чего в Новохопёрске была устроена судоферфь. И в 1769—1870 годах там были выстроены боты «Елань», «Хопёр» и др. Первая эскадра состояла из кораблей «Таганрог», «Корона», бота «Курьер» и фрегата «Второй», вторая эскадра — из 16-пушечного двухмачтового «Хотина», кораблей «Азов», «Новопавловск», «Морея» и фрегата «Первый».

Бажанов П.Н. Портрет адмирала Ф. Ф. Ушакова. 1912.
Военно-Морской музей
(Санкт-Петербург).
Бажанов П.Н. Портрет адмирала Ф. Ф. Ушакова. 1912. Военно-Морской музей (Санкт-Петербург).

Отсюда фрегат «Первый» был переведён с верфи в Таганрог для достройки, тогда в составе его экипажа находился еще неизвестный будущий непобедимый флотоводец Ф. Ф. Ушаков. Многие славные морские страницы Севастополя связаны с адмиралом Ушаковым и кораблем «Модон», это при его участии в 1784 году татарская деревня Ахтияр выросла до крупнейшего морского форпоста, а новому городу было присвоено название Севастополь — «священный город» ( с греч. себастос — «знаменитый, высокородный», полис — «город»).

Само здание церкви выполнено в русском стиле, по типовому проекту архитектора Константина Андреевича Тона.

Собор Воскресения Христова, построен в 1860-е.
Собор Воскресения Христова, построен в 1860-е.
-10

Строительство Воскресенского собора совпало с административными переменами - туда перевели Войска Донского. Благодаря притоку новых людей, оживлению всех сфер деятельности в городе возникла Богоявленская ярмарка. Для нее потребовалась обширная площадь для лотков и павильонов. Первая ярмарка прошла в январе 1866 года, длилась около четырех недель. Торговые площади начинались как раз с этого собора, и сегодня его окружает зеленая площадь. Торговля повлекла за собой развитие ремесел, расширение садовых и огородных площадей. На ярмарке богатели торговые перевозчики. Кроме того, как бы мы сказали сегодня, "стартанула недвижимость": купцам надо было где-то жить и размещать товар. За гостевыми домами подтянулись трактиры и чайные. Ярмарка приносила городу хороший доход, и за пять лет с донцами Новохопёрск преобразился.

Всякий православный торговец шел в храм, помолиться за близких и успех дела. Особое почтение в храме вызывала старинная икона "Скоропослушница". Она и сегодня - главная реликвия храма.

Главной святыней храма считается список иконы Пресвятой Богородицы, называемой «Скоропослушница». Эта икона была привезена с Афона как раз в разгар строительства нового Собора в 1863 году.
Главной святыней храма считается список иконы Пресвятой Богородицы, называемой «Скоропослушница». Эта икона была привезена с Афона как раз в разгар строительства нового Собора в 1863 году.

3. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Село Новотолучеево Воронежская область.

Церковь Казанской иконы Божией Матери. Село Новотолучеево Воронежская область.
Церковь Казанской иконы Божией Матери. Село Новотолучеево Воронежская область.
Церковь Казанской иконы Божией Матери. Село Новотолучеево Воронежская область.
Церковь Казанской иконы Божией Матери. Село Новотолучеево Воронежская область.

Тоже старая постройка - церковь Казанской иконы Божией Матери, как сказано в исторической справке сайта "в слободе Новой Тулучеевой с приделами св. равноапост. Кирилла и Мефодия на правой стороне и Богоотец Иоакима и Анны на левой стороне – каменная, построена в 1818". Тоже типовой проект - обычный храмовый квадрат с "вторым светом" восьмериком (восемь стен) на четверике с трапезной и колокольней и тоже кораблец.

С точки зрения архитектуры, ничего особенного, разве что купол храма и окна оформлены в традициях барокко. Но с точки зрения храмового сооружения, - место древнее, намоленное многими годами, и такие храмы нуждаются в больше любви. Выглядит же церковь очень усталой.

4. Церковь Петра и Павла. Село Петропавловка, Воронежской области

В Воронежской области России, в трех часах езды от Воронежа, на левом берегу Дона при слиянии рек Толучеевки и Криуши расположено село Петропавловка. Оно основано в 30-е годы 18 века казаками Острогожского полка. Обжившись на новых местах, казаки в 1745 году на свои средства построили первую церковь, освящённую в честь святых апостолов Петра и Павла. В 1861 году церковь обновили и перестроили. В тридцатые годы прошлого века храм закрыли для молений, и открыли там же дом культуры и районную библиотеку. Позднее там же работал кинотеатр. С 1990 года в селе стали вестись работы по восстановлению Петропавловской церкви. При том, что забота о храме заметна, и выглядит он внешне приятно, здание храма нуждается в ремонте, особенно в цокольной части.

5. Церковь Спаса Преображения. Село Заброды, Воронежская область

По-моему, самый грустный храм из всех, что попались мне по дороге. В недостойном окружении, порядком разрушенный и долго, очень долго реконструируемый. Видимо, он настолько намозолил глаза своей ветхостью, что лет на сорок его закрыли облупленной стеной, стараясь не замечать.

-16

А ведь это очень красивый, гармоничный храм. Изначально трехпрестольный: центральный придел освящен в честь Преображения Господня, северный - св. ап. Фомы, южный - Рождества Иоанна Крестителя.  Он построен еще в 1856 году. С началом антирелигиозной кампании в 30-х гг 20 века закрыт. Но это были не самые печальные времена храма.

В 50-х годах тут разместили тракторную мастерскую. В 2007 году, когда храм решили вернуть к жизни, пришлось ликвидировать последствия индустриализации - метровый слой грунта вокруг храма вывезли на свалку, он пропитался соляркой за годы эксплуатации не по назначению. И так шаг за шагом - вставили окна, починили купола, купили колокола для звонницы.

Начинали с этого.

-17

Постепенно стали вырисовываться прежние контуры храма.

-18

Особенно сложно далось восстановление купола храма (2012 год). Цилиндрическое основание храма ("барабан", как говорят сегодня, и "шея" в древнерусской традиции) время не сохранило. Его восстанавливали по старым довоенным фотографиям, произведя по ним точный расчет высоты и диаметра окружности.

С момента, когда за храм взялись, прошло 16 лет... И сколько еще пройдет, пока он примет прихожан?...

......................................................................................

Мы ехали сельскими дорогами. Мы не выбирали храмы получше или похуже. Не было задачи наковырять "изюма из булки", равно как и "наловить блох".

-19

Жизнь этих мест все также связана с сельским хозяйством. Только техника стала поновее, да дома покрепче.

-20
-21

Жизнь кипит и торопится вперед. Я повторю, что не религиозен. Не отношусь ни к какой конфессии, хотя историей и философией религии интересуюсь - это часть культуры. Никакие народы не поймешь, пока не узнаешь, во что они верят. Что японцы без синтоизма и буддизма? Что китайцы без конфуцианства? Что британцы без англиканской церкви? Что русские без православия? По рождению в России я причастен к православной культуре, и мне грустно и больно видеть заброшенные храмы. А вам как? И еще вопрос: может, не надо строить новое, а надо сохранять то, что корнями прорастает из истории. Строят культовые сооружения, на мой взгляд, в избытке, а старина тем временем, гибнет.

.