КИ - систематические ошибки мышления, из-за которых мы часто получаем не тот результат, на который рассчитываем. Чтобы вовремя нейтрализовать КИ, их надо знать в лицо. Сегодня я расскажу про иллюзию прозрачности.
Иллюзия прозрачности - тенденция переоценивать прозрачность головы. Работает в обе стороны.
Мы переоцениваем способность других людей понимать нас. И мы переоцениваем свою способность понимать других людей.
Другими словами:
_ Мы знаем, что означают наши слова и действия, и ожидаем, что остальные тоже это знают.
_ Нам кажется, что мы понимаем, что означают слова и действия других людей.
Рассмотрим на примере. Иллюзия прозрачности с двух сторон в одной ситуации.
Вы приходите в магазин за яблоками.
- Каких вам? - спрашивает продавец.
- Вон тех, красивых, - емко отвечаете вы. И отвлекаетесь на телефон.
Через минуту вы с удивлением обнаруживаете на весах килограмм зеленых глянцевых, которых вы терпеть не можете.
Поздравляю, в момент произнесения своей реплики вы поймали иллюзию прозрачности.
Для вас красота яблока выражается в натуральном виде, наличии естественных точек на поверхности, и обязательно в красноватом оттенке. А зеленые яблоки для вас выглядят недозрелыми, а глянцевые - вообще искусственными. Это - ваше индивидуальное восприятие понятия "красивое" применительно к яблокам. Поэтому, сказав "красивые" без уточнения ваших критериев красоты, вы поймали иллюзию прозрачности в виде "Мы переоцениваем способность других людей понимать нас".
А теперь та же иллюзия прозрачности, но с другой стороны.
Посмотрим на ситуацию глазами продавца. Он исполнил запрос руководствуясь своим пониманием слова "красивое" применительно к фруктам. Для продавца было совершенно очевидно, что чем более ровная и однородная поверхность фрукта, тем он свежее и дольше пролежит. А это - красиво. Продавец, исполняющий запрос на "красивые" яблоки, не уточнив, что конкретно имеется в виду, тоже встретил иллюзию прозрачности, но с другой стороны: "Мы переоцениваем свою способность понимать других людей".