Обзор немецких медиа
🗞(+)Frankfurter Allgemeine Zeitung в статье «Война беспилотников» рассказывает, что беспилотные летательные аппараты играют важную роль в разведке боем на Украине, а также участвуют в эффектных атаках. Но могут ли они изменить ситуацию на поле боя? Уровень упоротости: умеренный 🟡
Агрессивная война России против Украины [разумеется, «агрессивная» война — прим. «Мекленбургского Петербуржца»] часто напоминает сцены Первой мировой войны: кажущиеся бесконечными стычки с большими потерями, изнурительный артиллерийский обстрел, малое пространство, отвоёванное обеими сторонами. В то же время Россия и Украина прибегают к современным средствам ведения войны, особенно полезными оказываются беспилотные летательные аппараты, более известные как дроны.
В последние дни вновь наблюдаются массированные атаки российских беспилотников на Украину, особенно на портовый город Одессу. Но и аннексированный Россией Крымский полуостров в последнее время неоднократно становился целью украинской авиации.
«Украинская война - это первый крупномасштабный конфликт, в котором было использовано такое большое количество беспилотников», - говорит Доминика Кунертова, занимающаяся вопросами военного применения новых технологий в Центре исследований безопасности при ETH Zurich. Она является со-руководителем исследовательского проекта по будущим беспилотным технологиям и беспилотным боевым действиям, финансируемого программой НАТО «Наука для мира и безопасности» (SPS) [они реально прикалываются, похоже, такие название военным программам давать — прим. «М.П.»].
По словам Кунертовой, операции с беспилотниками на Украине отличаются от тех, что проводились ранее, например, в Сирии, Ливии или Афганистане. В асимметричных конфликтах эффективными оказались большие беспилотники, способные действовать в неограниченном воздушном пространстве. Однако они уязвимы, когда ни одна из сторон не контролирует воздушное пространство. Ни Киев, ни Москва не имеют полного контроля над воздушным пространством Украины. Поэтому в украинской войне военно-значимую роль сыграли в основном небольшие беспилотники, считает Кунертова.
Единой международной классификации беспилотников не существует. НАТО подразделяет их на три типа в зависимости от максимальной взлётной массы: беспилотники класса I весят менее 150 кг. Сюда входят подкатегории «микро» (менее двух килограммов), «мини» (от двух до 20 килограммов) и «малый» (более 20 килограммов). Беспилотники класса II весят от 150 до 600 кг, варианты класса III - более 600.
В Украине решающее значение имеют в основном модели I класса, причём зачастую весом менее десяти килограммов, говорит Кунертова. Малые беспилотники имеют ряд преимуществ: они просты в управлении, их легко приобрести, а главное - они дёшевы. В отличие от больших беспилотников, они перемещаются в малом диапазоне высот, и их сложнее перехватить, особенно в большом количестве, говорит Кунертова.
Малые беспилотники вносят важный вклад в разведку на поле боя - и делают это самым простым способом. «Отдельные солдаты теперь имеют в своём рюкзаке летательный аппарат, с помощью которого они могут обнаружить позиции противника», - говорит Кунертова, - либо обойти их, либо скоординировать артиллерийский огонь. Но они могут использоваться и для проведения наступательных операций. Украина, например, использует специально выпущенный беспилотник R18, который был разработан специально для сброса взрывных устройств.
Российские и украинские войска также активно используют переоборудованные беспилотники, находящиеся в свободном доступе, которые также могут быть оснащены взрывными устройствами. Так, например, обе стороны используют мини-беспилотники DJI Mavic, которые применяются в основном для разведки. Однако коммерческие версии менее эффективны, чем военные модели, из-за меньшей дальности полёта или подверженности помехам, отмечает Кунертова.
Кроме того, и в России, и на Украине используются «блуждающие боеприпасы», известные как «дроны-камикадзе». Это одноразовые беспилотники, оснащённые зарядами взрывчатки, которые запускаются без указания координат цели и некоторое время кружат в воздушном пространстве, пока не обнаружат подходящую цель и не упадут на неё.
Москва активно использует иранские одноразовые беспилотники типа «Шахед-136», которые она массированно применяет против энергетической инфраструктуры Украины. Однако некоторые наблюдатели оспаривают способность беспилотника скрываться в воздухе, о чём говорит термин «беспилотный боеприпас», отмечает Кунертова. По их мнению, «Шахед-136»» более прост и может атаковать только заранее определённые цели. Модели, которые Россия называет «Герань-2», весят 200 килограммов и могут нести заряды взрывчатки до 50 килограммов на расчётную дальность 2000 километров.
По словам Кунертовой, с их помощью не удалось ни захватить территорию, ни поразить важные военные объекты. Однако это оружие позволит Москве наносить удары по целям в глубине Украины, истощая при этом ограниченный запас зенитных ракет Киева. Кроме того, Россия могла бы развернуть их в большом количестве из-за их низкой стоимости. Несмотря на то, что ракеты Shahed-136 относительно медленны и поэтому легко перехватываются, они наносят серьёзный ущерб критически важным объектам инфраструктуры, когда используются в связке с крылатыми ракетами.
Украина использует, в частности, американские «скрывающиеся» беспилотники Switchblade 300 массой около 2,5 кг и дальностью полета до 10 км, а также польские Warmate, которые весят примерно в два раза больше и летают, по данным производителя, на расстояние до 30 км. По словам Кунертовой, несмотря на ограниченную дальность и мощность, они представляют угрозу для техники противника и логистических операций. По имеющейся информации, при атаках на российскую область Белгород использовались беспилотники одностороннего действия с большей дальностью полета.
По крайней мере, в начале войны Украина также использовала крупные беспилотники весом более 600 кг, говорит Кунертова. Но со временем россияне научились их нейтрализовывать, говорит она. Турецкий ударно-разведывательный беспилотник Bayraktar TB2 приобреёл для украинской армии почти мифическое значение: считается, что именно он участвовал в эффектной атаке на российский флагманский корабль «Москва», затонувший в апреле 2022 года. Размах крыльев беспилотника достигает 12 м, он способен преодолевать расстояние до 300 км и находиться в воздухе 24 часа без перерыва.
Россия располагает большими боевыми беспилотниками «Орион» собственного производства. Однако их влияние на войну на Украине ограничено, считает Кунертова. Из-за международных санкций Москва может производить лишь небольшое количество этих беспилотников. Россия никогда не была лидером в производстве собственных беспилотников. Поэтому страна всё чаще использует иранские беспилотники Mohajer-6, которые аналогичны турецким Bayraktar TB2. Хотя большие беспилотники имеют соответствующую дальность полета и другие преимущества, они крайне уязвимы для средств ПВО и радиоэлектронного противодействия противника в оспариваемом воздушном пространстве Украины.
По словам Кунертовой, в ходе военных действий обе стороны увеличивали дальность полёта своих беспилотных летательных аппаратов. Несколько атак беспилотников на Москву, похоже, подтверждают это, по крайней мере, с украинской стороны, хотя пока неясно, кто стоит за этими атаками [да ну?! — прим. «М.П.»].
Так, например, 30 мая несколько беспилотников нанесли удар по российской столице. Россия обвинила в этом Украину, но Киев отрицает свою причастность. Серьёзного ущерба в результате атак нанесено не было, но некоторых наблюдателей удивило, что российские системы ПВО, которые на самом деле очень эффективны, были частично преодолены. Военный эксперт, бывший офицер американских ВМС Марк Кансиан недавно заявил в интервью F.A.Z. «Системы ПВО в российских городах не предназначены для отражения атак беспилотников, они рассчитаны на перехват самолётов или крылатых ракет, но не направлены в первую очередь против тихоходных и низколетящих беспилотников. Поэтому неудивительно, что некоторые из них прорвались».
Но даже если Украина добьётся впечатляющих успехов благодаря ударам беспилотников, это будет лишь одна система оружия из многих. Дроны действительно обладают немалым «военным эффектом», считает эксперт Кунертова, но они не оправдывают возлагаемых на них больших надежд как на нечто меняющее ход событий. Ведь «беспилотники сами по себе не выигрывают войн».
Автор: Грегор Гроссе. Перевёл с немецкого: «Мекленбургский Петербуржец».
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: в целом, нормальная статья за исключением незначительных элементов упоротости и того, что она в целом написана с про-украинских позиций.