Предыдущую статью по данной теме вы можете прочитать по этой ссылке.
Получив поддержку научного сообщества, В. Малмстрём развил свою гипотезу в книге «Страна пятого солнца: Мексика в пространстве и во времени». Он описал переход народа соке, предков «ольмеков», от культуры собирательства к сельскому хозяйству («садоводству»), что послужило предпосылкой создания и калибровки 260-дневного, а затем, через 35 лет, 365-дневного календарей в поселении Исапа (Malmström, 2002). Таким образом постулируется постепенное развитие народа на протяжение нескольких тысячелетий в области Соконуско, и затем, к 1300 г. до н. э., постепенная территориальная экспансия в близлежащие регионы с похожими климатическими условиями. В этой гипотезе нет каких-либо противоречий, однако, что, если авторы календарей осуществили переход к земледелию раньше, чем оказались на побережье Гватемалы? И не изобрели календарь, а лишь откалибровали его с учетом своего нового местоположения?
Если вернуться к предполагаемым маршрутам «ольмеков»-тольтеков, то как раз низменная часть побережья центральной Америки более всего устроит тех, кто с помощью Экваториального противотечения, прибыл в эту местность и собирается высадиться на берег. Для тех, кто не ходил под парусом, уточню – пытаться высадиться у отвесных скал не только не рационально, но и представляет опасность для судна, тогда как мангровые леса выглядят более безобидно с точки зрения высадки на берег, даже если быть не в курсе, что это не совсем суша. Теперь, если посмотреть на побережье Центральной Америки, куда гипотетически могло привести флот «ольмеков»-тольтеков течение, мы увидим близко подступающий на территории Сальвадора и далее Мексики горный массив Сьерра-Мадре и небольшой низменный участок на побережье Гватемалы, покрытый мангровыми лесами. И именно в этой низменности преобладают «прото-ольмекские» поселения.
О знаниях в астрономии тех, кто мог прийти на тихоокеанское побережье Мезоамерики морским путем, Бернардино де Саагун в книге «Всеобщая история событий в Новой Испании» сообщает следующее:
«И были упомянутые тольтеки так искусны в естественной астрологии [astrologia natural], что они были первыми, кто имел счёт и установил его из дней, которые имеет год, и ночей, и их часов, и различие времен года, и они ведали и знали очень хорошо те |дни|, которые были благоприятными [sanos] и те, которые были вредоносными, и они объединили их по двадцать фигур или знаков» (Куприенко, и др., 2014).
Конечно, данный отрывок не дает нам четкого представления о том, когда и где тольтеки приобрели эти знания, но говорит об этом народе, как о явно выделяющимся своими знаниями и навыками по сравнению с теми, кто населял Мезоамерику к моменту их появления. Принимая в расчет, что они пересекли больше половины Тихого океана, можно смело утверждать, что знания в астрономии у них были, иначе навигация была бы невозможной. К тому же направлял их «великий астролог, который называл себя Уэмацин» (Ixtlilxochitl, 1891).
Также из повествования о странствиях тольтеков можно сделать вывод о наличии у них сельского хозяйства, так как «говорят о них, что они принесли кукурузу, хлопок и другие семена и бобовые, которые есть в этой земле» (Torquemada, 1723). Значит календарь у них тоже должен был быть, чтобы определять циклы посева семян. И этот календарь требовал калибровки, поскольку, высадившись на берег Гватемалы, тольтеки оказались «под чужим небом»: за тысячи километров от своей родины, в другом, северном, полушарии прежние ориентиры уже не работали. Требовалось найти новые с учетом местного ландшафта и климатических условий, в частности муссонов. Что они и осуществили в археологической местности Исапа.
Путешествие длиной 104 года и более 5000 км скорей всего не могло остаться не увековеченным в камне. Возможно, что стела 67 в Исапе, изображающая человека (капитана?) в лодке, как раз и посвящена первым поселенцам, прибывших на эту землю по морю. В литературе существует разные мнения относительно смысла стелы. Джулия Гернси (Julia Guernsey) из техасского университета в Остине считает, что на стеле изображена сцена возрождения бога маиса (Guernsey, 2010), однако этот бог у ольмеков изображался, как «толстый бог», один из младенцев, а в мифологии майя это молодой человек с початком кукурузы в руках и в головном уборе, стилизованным под початок. Ни один из этих образов не подходит к тому, что изображен на стеле 67.
Другое мнение принадлежит археологу Гарту Норману (Garth Norman) из университета Бригама Янга – в подписи к фотографии и прорисовке стелы 67 он пишет, что это изображение «бородатого предка, мигрирующего из-за моря». И наконец, не раз упомянутый в этой статье профессор географии дартмутского университета В. Малмстрём отмечает относительно стелы следующее:
«Жители Исапы, должно быть, были мореплавателями, поскольку на тихоокеанском побережье Мексики или Центральной Америки нет судоходных озер или рек» (Malmström, 2016).
(Е. Манжосова)
Продолжение следует...
#мезоамерика #азия #история #загадкиистории #мексика #ольмеки #древниецивилизации #тихийокеан #культура #америка #тольтеки #полинезия #открытиеамерики #навигация