Найти тему
Запретные Темы Истории

Путь ольмеков на американском континенте

Предыдущую статью по данной теме вы можете прочитать по этой ссылке.

После того, как мы предположили, что «ольмеки», называемые тольтеками в испанских источниках, пришли по морю с Запада, давайте попробуем выяснить часть побережья Мезоамерики, на котором они могли высадиться, чтобы затем отправится к месту «родины ольмеков» – прибрежную зону Мексиканского залива.

С начала прошлого века до 90-х годов господствовала теория, что цивилизация «ольмеков» зародилась и постепенно развилась на побережье Мексиканского залива из первобытных кочевых племен каменного века, потомков тех, кто перешел с Евроазиатского континента по сухопутному перешейку в Беринговом море. Утверждалось (М. Д. Ко, Р. Дил и др.), что Сан-Лоренцо является первым поселением «ольмеков» с признаками цивилизации, и оттуда уже происходила дальнейшая экспансия в Ла-Венту, Трес-Сапотес и далее, в другие поселения на территории современной Мексики и стран Центральной Америки.

Территориальная и культурная экспансия “ольмеков” по классической гипотезе (до 70-х гг.) Автор: E. Manzhosova по нескольким источникам.
Территориальная и культурная экспансия “ольмеков” по классической гипотезе (до 70-х гг.) Автор: E. Manzhosova по нескольким источникам.

В конце 70-х годов Винсент Малмстрём, географ из Дартмутского колледжа (Ганновер, Нью-Гемпшир), произвел реконструкцию хронологии 260-дневного (ритуального) и 365-дневного (светского) мезоамериканских календарей, относящейся к четырнадцатому веку до нашей эры.  В результате этого исследования он выяснил, что день и месяц даты, определенный как нынешнего века мира, 13 августа (4 Ahau 8 Cumcu), соотносится с астрономическим явлением – нахождения солнца в зените на 15 параллели с. ш. Эта параллель проходит ровно через местоположение доклассического поселения Исапа на тихоокеанской прибрежной низменности в Мексике, районе Соконуско.

Важно в этом открытии то, что архитектурная ориентация других объектов Мезоамерики, в том числе расположенных на побережье Мексиканского залива, является повторным (то есть более поздним) от принятого в Исапе. Это открытие кардинально изменило представление об истории происхождения народа «ольмеков», поскольку ранее считалось, что археологическая зона Исапа хоть и относится к ольмекской культуре, но к позднему периоду эпи-ольмеков, датируемой около 400 года до  нашей эры (Coe, 2017).

Археологические зоны Формативного периода. Автор: E. Manzhosova по нескольким источникам.
Археологические зоны Формативного периода. Автор: E. Manzhosova по нескольким источникам.

Дальнейшие исследования свидетельств культурной диффузии, лингвистического анализа, а также учет ландшафта и климатических зон привели еще к более интересным результатам.

Сравнительное изучение типов керамики, один из диагностических инструментов, наиболее часто используемых археологами для определения взаимосвязей между культурными территориями, показало более старший возраст керамики Тихоокеанского побережья.

«Согласно Томасу Ли из Археологического фонда Нового Света, самая ранняя керамика, найденная в Сан-Лоренцо, имеет неоспоримых предшественников в фазе Окос (Ocós), найденных вдоль тихоокеанского побережья в районе Соконуско. Более того, Ли указывает, что черная керамика с белой окантовкой, общая для обеих областей, была признана характерной для народов Соке (Zoque), которые в настоящее время населяют северо-западный сектор Чиапас» (Malmström, 1985).

Исследование лингвистических паттернов также показали миграцию языковой семьи соке с Тихоокеанского побережья к Мексиканскому заливу как раз в период ориентировочного обоснования «ольмеков» на территории Сан-Лоренцо (Campbell, et al., 1976).

Миграция носителей языковых семей доколумбовой Мезоамерики. Автор: E. Manzhosova по источнику (Malmström, 1985)
Миграция носителей языковых семей доколумбовой Мезоамерики. Автор: E. Manzhosova по источнику (Malmström, 1985)

Сравнительный анализ каменной обработки монументальной пластики и небольших каменных артефактов представляется в меньшей степени подлежащим однозначному утверждению, поскольку датировать каменный предмет пока не представляется возможным. Однако, полагаясь на визуальный метод исследования, можно сделать предположение о миграции способов каменной обработки с южного побережья Мексики на север к Мексиканскому заливу.

Речь в первую очередь идет о монументах так называемых «толстячков» (“Fat boys”) и гигантских голов, найденных в археологических зонах южного побережья Гватемалы – Монте-Альто и Такалик-Абах и ряда других. Они, несомненно, более примитивны, чем головы на «родине ольмеков». Тем не менее, первые также сделаны из базальта, датируются раньше, а мотив явно общий по крайней мере у «голов». Если учитывать, что между созданием гватемальских и мексиканских монументов как минимум три поколения, то вполне можно предположить эволюцию в обработке базальта.

Головы и “толстячки”: A, C, D, E, F – Монте-Альто (Monte Alto), B – Такалик-Абах (Takalik Abaj)
Головы и “толстячки”: A, C, D, E, F – Монте-Альто (Monte Alto), B – Такалик-Абах (Takalik Abaj)

Эта же эволюция прослеживается в археологической зоне Копан (Гондурас), относящаяся к более позднему, постклассическому периоду (100 – 250 гг. н. э.), где обнаружены две монументальные скульптуры с изображением голов «старейшин» (Pauahtun head) у храма №11.

Голова “старейшины” (Pauahtun) у храма №11 (западный двор). Копан. Реплика, оригинал находится в музее Копана. Источник: https://uncoveredhistory.com/honduras/copan/copan-the-heads-of-pauahtun/
Голова “старейшины” (Pauahtun) у храма №11 (западный двор). Копан. Реплика, оригинал находится в музее Копана. Источник: https://uncoveredhistory.com/honduras/copan/copan-the-heads-of-pauahtun/

Помимо версии о хронологическом усовершенствовании методов обработки камня Малмстрём приводит еще один немаловажный аргумент – наличие материала.

На тихоокеанском побережье Мезоамерики и далее, если следовать по перевалу Чивела, достаточно базальта, гранита и нефрита, чтобы «набить руку» в искусстве создания каменных скульптур, тогда как на «родине ольмеков» требовалось, к примеру, преодолеть путь около 60 км в горы Тустла (Tuxtla) и обратно ради добычи базальта. Если не принимать версию о том, что гигантские головы «ольмеков» возникли по мановению волшебной палочки на пустом месте, а допустить логичный процесс эволюции навыков, логично предположить, что для совершенствования навыка необходим легко доступный материал (Malmström, 1985). Следовательно, монументальная пластика на побережье Мексиканского залива является этапом, наследующим примитивный метод обработки «толстячков» в Гватемале.

Фигурки из музея Халапы. Источник: (Museo de Antropología de Xalapa).
Фигурки из музея Халапы. Источник: (Museo de Antropología de Xalapa).

Еще одним свидетельством того, что «ольмекские» головы – это результат культурной диффузии и эволюции являются фигурки в музее Халапы, изображающие не что иное, как миниатюрных «толстячков».

Итак, благодаря реконструкции В. Малмстрёмом календарей, которая привела к более обширному исследованию миграции народов доколумбовой Америки и повышенному интересу к тихоокеанскому побережью Мезоамерики, родилась и была поддержана большим количеством ученых-американистов следующая гипотеза: район Соконуско является колыбелью цивилизации «ольмеков». В середине второго тысячелетия до нашей эры, с целью расширить свою территорию, они отправились по единственному пути, который удобно преодолевать пешком – вдоль тихоокеанского побережья на восток, а затем через разрыв Теуантепек на север на побережье Мексиканского залива.

«Учитывая характер физического окружения южной Мезоамерики, легко понять, что движение людей, товаров и идей внутри региона обычно шло по пути наименьшего сопротивления, то есть вдоль Мексиканского залива и прибрежных равнин Тихого океана и через разрыв Теуантепек между ними» (Malmström, 1985).

Вероятно, что часть группы попыталась пройти по долине реки Теуантепек  к Оахаке, а часть повернула на восток в Чиапас. Но поскольку более привычный для «ольмеков»-соке климат – это прибрежные тропические леса, как на тихоокеанском побережье Гватемалы, то и обосновалась цивилизация в подобном месте, как только его обнаружила. (Е. Манжосова)

«Независимо от того, верен этот сценарий или нет, интересным географическим фактом является то, что самый ранний идентифицируемый церемониальный центр ольмеков находится в Сан-Лоренцо, недалеко от северного входа в разрыв Теуантепек, тогда как более поздние центры, такие как Ла-Вента и Трес-Сапотес, расположены дальше восток и запад соответственно на прибрежной равнине залива». (Malmström, 1985)

Продолжение следует...

Территориальная и культурная экспансия “ольмеков” по гипотезе В. Малмстрёма. Автор: E. Manzhosova по источнику(Malmström, 1985)
Территориальная и культурная экспансия “ольмеков” по гипотезе В. Малмстрёма. Автор: E. Manzhosova по источнику(Malmström, 1985)

#мезоамерика #азия #история #загадкиистории #мексика #ольмеки #древниецивилизации #тихийокеан #культура #америка #тольтеки #полинезия #открытиеамерики #навигация

LAH.RU - Ольмеки. Другая сторона