В 1993 году покойный главный командующий ВВС России Петро Дейнекин издал указ об окончательной ликвидации многочисленных самолетов из истребительно-бомбардировочной авиации (ИБА). Сотни истребителей образцов Су-17М2, М3, М4, МиГ-27 и многие другие воздушные суда были перемещены на так называемые «хранилища авиатехники», которые вскоре получили наименование «базы резерва, хранения и утилизации авиационной техники».
1. Что случается с самолетами, срок службы которых подошел к концу
Такое решение было принято на фоне аргументов о низкой эффективности и уязвимости самолетов с одной силовой установкой, что полностью отличалось от истины.
Если самолет уже не пригоден для эксплуатации и просто стоит на аэродроме или в ангаре, он становится бесполезным грузом.
Зачастую авиатехнику перестают эксплуатировать по разным причинам. У отдельных компаний просто нет ресурсов на восстановление и обслуживание (а комплектующие к самолетам уж очень дорогие), поэтому в некоторых случаях более рентабельно приобрести новую модель, нежели ремонтировать старую.
Также на отдельные серии могут накладываться штрафные санкции и ограничения, связанные с проблемными собственниками, когда приходится долго рассматривать судебные иски.
В таких обстоятельствах судьба самолета может сложиться следующим образом:
- продолжительное пребывание в ангаре (стоянка);
- ликвидация (распил на части);
- реализация на вторичном рынке заинтересованным людям.
Но это касается, как правило, гражданской авиации. Купить списанный боевой самолет вряд ли получится.
Техника, которая долго стоит и не летает, по-прежнему нуждается в обслуживании и занимает много места на стоянке. Если она может летать, скорее всего, ее поместят на спецстоянку, в качестве которой могут использоваться аэропорты-хранилища.
В первую очередь происходит разламывание самолета пополам, а после – разборка на металл. В большинстве случаев такие экземпляры уже не подлежат реставрации и просто загромождают пространство.
Этот способ популярен среди частных лиц, которые избавляют себя от рисков накладывания штрафов и налогов за хранение изношенной техникой.
Изредка заинтересованные музеи выкупают списанную «птичку», даже если она не подлежит восстановлению и тем более – эксплуатации в будущем. Поэтому самым простым методом остается полная ликвидация самолета. Иначе авиакомпании придется нести убытки из-за нюансов хранения списанной техники в аэропорту.
>>>> Идеи для жизни | NOVATE.RU <<<
2. А как обстоят дела с боевыми самолетами?
Как уже упоминалось, 30 лет назад огромное количество истребительно-бомбардировочной авиации оказалось на грани ликвидации якобы по причине невысокой надежности. Однако перечисленные модели боевых самолетов сумели показать внушительную живучесть во время локальных войн.
В этот список вошло несколько сотен штурмовых Су-25 и бомбардировщиков Су-24 первых модификаций. Таким образом, на «свалках авиационной техники» появились полноценные дивизии абсолютно новых экземпляров с наработками в пару десятков часов. А ведь им можно было дать новую жизнь и снова запустить в родную стихию.
Инженеры, которые столкнулись с такой ситуацией и были вынуждены ликвидировать собственные детища, буквально оказались в отчаянии. Считается, что в 90-е годы тенденция распила самолетов на металлы позволила многим буквально озолотиться.
Чтобы не повторять ошибки прошлого, достаточно рассмотреть разные варианты модификации старой авиационной техники и дать ей новую жизнь. Так, можно попробовать установить на таких самолетах аппаратуру дистанционного управления и автоматического наведения. В условиях современного технологического прогресса сделать это совсем несложно.
То есть, следует попытаться синхронизовать такую технику с беспилотниками. Поэтому не стоит распиливать технику для пополнения бюджета или обогащения сторонних лиц, а лучше провести исследования и выявить самые годные экземпляры.
Интересно также узнать про самолеты, созданные под крылом известных автомобильных брендов.
Источник: https://novate.ru/blogs/250523/66440/