Советская кинофантастика – это обесцвеченная пленка «Свема», картонные декорации, феерически смешные по нелепости спецэффекты, часто занудно-нравоучительный и высокопарный пафос. Но при этом это еще и сплошь народные артисты в главных ролях (а значит крутейшая актерская игра и запоминающиеся образы), мастерски прописанные диалоги, цельные и структурированные сценарии и почти всегда замах на философию и глубокую проблематику.
Как обычно, не буду рассказывать о всем известных кинохитах вроде «Соляриса», «Отроков во Вселенной», «Через тернии к звездам» и так далее. Остановимся на интересных картинах второго и даже третьего порядка. Как правило, именно они и дают понимание общих тенденций. Как говорил Довлатов, не нужно стесняться середины. Как правило, самое важное происходит именно там.
1) Письма мертвого человека (1986)
Редчайший для советской фантастики жанр ядерного постапокалипсиса, непривычно мрачная и пессимистическая эстетика, бескомпромиссный и жесткий взгляд на историю человечества, которая привела к катастрофе. Стоят ли пусть даже десятки тысяч произведений искусства и человеческого наследия тех морей крови, которые были пролиты за то же самое время? Как люди распорядились разумом – великим даром, который был им дан свыше? Почему с такой пугающей настырностью изобретали оружие, чтобы убивать побольше себе подобных? Особенно запоминается монолог одного из героев о новой морали. Новой, потому что старая, христианская оказалась несостоятельной. «Ненавидь ближнего своего, ненавидь дальнего своего, ненавидь самого себя».
Гениальный Ролан Быков в главных ролях и ученик Тарковского – Константин Лопушанский в качестве режиссера. А еще – пророческое предвидение, ведь картина вышла почти одновременно с аварией на Чернобыльской АЭС.
2) Посетитель музея (1989)
Еще один фильм Лопушанского, в котором еще больше от его учителя – Тарковского. Впрочем, нельзя сказать, что это идет картине исключительно во вред. Особенно, если вы любите эстетику «Сталкера». Тут ее очень много.
На этот раз речь не о ядерном постапокалипсисе, а об экологической катастрофе. Что именно произошло, как всегда у Лопушанского, сказано лишь намеками, редкими оговорками героев. Понятно одно, лет через 50, скорее всего, жизнь на Земле окончательно перестанет существовать. Но и то, как она выглядит на момент происходящих событий, скорее напоминает агонию. Нет, вы не увидите на экране мутантов, зомби или адских байкеров-грабителей в стиле «Безумного Макса», но вот безысходность, отчаяние, ощущение того, что уже ничего нельзя изменить, показано действительно жутко. Особенно последние кадры. Я не кинокритик, но такой концентрации ужаса в одном плане в фильмах-катастрофах я лично не видел. Рыжее, грязное небо, огромная свалка, над которой сотнями летают чайки, и одиноко бредущий главный герой.
Собственно, в фильме показана история его перерождения из обычного человека в не много не мало Мессию.
Окружающие его люди доживают свой век в пустых развлечениях, смирившись c неизбежной гибелью и так ничего и не поняв о причинах катастрофы. Какое-то подобие духовности сохраняют только «дебилы» в резервациях – те, кого уже погубила экология (кстати, их сыграли сотни реально душевнобольных людей, что придает всему этому настоящий, первобытный ужас). Вот для них герой и становится спасителем, хотя изначально он тоже был готов сдаться. Вот только спасает ли он кого-то? Или человечество, как верят эти самые «дебилы», проклято уже самим фактом своего существования? Не оказывается ли Музей - руины древнего города, обычно погребенные под водами мертвого моря и которые отваживаются посетить редкие туристы, обычной ловушкой? Лишь напоминанием о том, что все кончено раз и навсегда из-за жадности и глупости людей.
3) Лунная радуга (1983)
Звездный актерский состав (Юрий Соломин, Василий Ливанов, Игорь Старыгин), очень неплохие по тем временам декорации, передовые комбинированные съемки, попытки более или менее достоверно показать космос. Но при этом фильм все равно невероятно затянутый, скучный и нелогичный. Многие обвиняли в этом режиссера Андрея Ермаша, на тот момент сына главы Госкино, который якобы получил добро на съемки по блату. Хотя до этого снял только студенческую короткометражку. Я думаю, все-таки, в таком масштабном процессе, как кинопроизводство, не может быть виноват один человек. Но замысел и замах у картины явно был больше, чем то, что получилось в результате.
Впрочем, в плюс фильму можно поставить необычный и непрямолинейный сюжет. Тут нет бесстрашных комсомольцев, покоряющих просторы Галактики или помогающих братьям по разуму. Центральная тема сюжета - это враждебность и непознаваемость космоса. Который не только губит людей, но иногда и готовит для них страшные ловушки. Так, из-за странных космических аномалий часть экипажа космодесантников становятся уже не-людьми, а чем-то большим. По сути весь фильм мы гадаем, враги ли они человечеству, насколько они опасны. А еще, что они будут делать со своими новыми нечеловеческими способностями, как ими распорядятся. И как вообще относиться к подобному новому человеческому виду (молодой Владимир Гостюхин в роли такого «чужака», одиноко бредущий по коридорам звездолета, абсолютно прекрасен). Финал жизнеутверждающий. Земляне, получившие эту самую «чужую» и необъяснимую силу, вначале решают отгородиться от всех, уйти в изгнание, чтобы их не исследовали, как лабораторных крыс. Но в итоге все-таки возвращаются в космос, ведь их сверхспособности могут помочь людям.
4) Звездный инспектор (1980)
Сначала о плохом. Этот фильм вышел через три года после «Звездных войн», и через год после «Чужого». При этом то, как здесь показан космос – это полный кошмар.
Игрушечные кораблики, которые двигают на веревочке по картонке с нарисованными звездами, плюшевые стены космических станций, дешевые и абсолютно нелепые костюмы. В общем, все прелести советской кинофантастики, о которых мы говорили ранее.
Из хорошего – понятный и крепкий сюжет (конечно, с нападками на акул капитализма, ведь в центре конфликта – честные космонавты-идеалисты против алчных и жестоких представителей мировых корпораций) и классные актеры. А еще необычная тематика – коварный искусственный интеллект, который захватил и поработил экипаж космического корабля. А Эммануил Виторган в роли коварного лидера негодяев по харизме здесь и вовсе близок к Хану из «Звездного пути».
5) Петля Ориона (1980)
На Землю надвигается какое-то страшное и мощное излучение под названием Петля Ориона. Потом выясняется, что человечеству угрожает вовсе не она, а некий вирус Эр Зэт. А Петлю создали мудрые и добрые инопланетяне, чтобы как раз защитить нашу планету. Кстати, вы замечали, что хорошие инопланетяне в советском кино почему-то всегда косплеют древних греков, поэтому ходят исключительно в туниках и разговаривают архаичным языком.
Впрочем, этого конфликта создателям показалось мало, поэтому у экипажа корабля, который отправился спасать Землю, возникают, как бы это помягче сказать, противоречия с их роботами-двойниками, которые чуть не приводят к трагедии. Главный компьютерный мозг, кстати, почти копия HAL 9000 из «Космической одиссеи», и его тоже пришлось отключать вручную, чтобы не натворил бед. Конечно же, сам экипаж – это пример товарищества и самопожертвования. Причем жертвовать собой все готовы наперегонки и в любых ситуациях. Но, честно говоря, в этой наивности есть даже какая-то ностальгическая трогательность. Пускай такие отношения и были только в кино.
6) Семь стихий (1984)
А этот фильм стоит посмотреть хотя бы ради «Панголины» - такой крутой тачки у главного героя в советском кино больше не было. Машину собрал гениальный самоучка Александр Кулыгин (почти Кулибин), который работал обычным электриком в Доме пионеров в Ухте. Двигатель и трансмиссия от ВАЗ-2101, лобовое стекло от РАФ-2203, стеклоочиститель от «Икаруса» и наваренные сверху рамы и переборки. Не машина, а футуристичный франкенштейн из железа. Но надо признаться, очень стильный. Если бы Игорь Старыгин просто ездил бы на ней под элетронную синтовую музыку Эдуарда Артемьева полфильма, это было бы уже достойное зрелище. Хотя, кстати, он и так на ней очень много ездит без всякого смысла. Потому что кино, как обычно, адски затянуто. Ну да ладно.
Центральная идея у фильма тем не менее интересная. На одной из планет обнаруживают цветок. А потом из этого цветка рождается женщина. Она маскируется под жительницу Земли и втирается в доверие к гениальному физику, который готовит эксперимент с солнечной энергией. А он, этот эксперимент, может спасти и ее собственную планету. Но инопланетянка (куда же без этого) влюбляется в земного ученого и спасает того от верной гибели.
Ну и отдельное украшение фильма, это, конечно, пара Старыгин – Алферова. Своей актерской игрой они выводят эту картину на совершенно другой уровень.