Найти тему
Заметки Инсайдера

Нерассказанная правда о фильме "Интерстеллар", которую вы могли не знать

Оглавление

Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".

Поскольку предыдущая статья, посвящённая фильму "Интерстеллар", набрала 200+ лайков, размещаю новый выпуск по теме.

К 2014-му году Кристофер Нолан стал голливудским героем для миллионов киноманов, которым надоели однотипные сиквелы и пустопорожние перезагрузки.

Даже те фильмы режиссёра, которые были сиквелами или перезагрузками (например, трилогия “Тёмный рыцарь”), получили признание критиков и собрали огромную кассу. Каждый фильм был захватывающим. Каждая сцена представляла собой зрелище с повествовательной целью, снятое с оглядкой на традиции (практические эффекты) и свежим взглядом в будущее (новаторские сюжетные и визуальные тактики).

Фильм “Интерстеллар”, рассказывающий о группе астронавтов, устремившихся в неизвестность в поисках нового дома для человечества, стал продолжением наследия Нолана. Режиссёр поставил перед собой задачу снять фильм, прославляющий науку, а не фантастику, и поэтому визуальное великолепие “Интерстеллара” он построил на устоявшихся научных принципах, а не на избитых жанровых тропах. В результате получился, пожалуй, самый амбициозный фильм года. Как и ранее, Нолан использовал камеры IMAX и практические эффекты, чтобы “оживить” фильм, и заставлял свою команду работать как можно лучше.

Однако в этой истории есть гораздо больше, чем космические корабли, чёрные дыры и таинственные книжные полки.

От режиссёра фильма до реальных открытий – вот нерассказанная история “Интерстеллара”. Поехали!

Стивен Спилберг изначально собирался стать режиссёром фильма “Интерстеллар”

-2

Фильм “Интерстеллар” не был в так называемом “производственном аду”, поскольку интерес к его созданию всегда оставался высоким. Однако сценарий фильма пролежал в Голливуде более десяти лет, прежде чем сценарист Джонатан Нолан предложил своему брату (и по совместительству соавтору сценария) Кристоферу возглавить проект. До этого фильм был страстным проектом Стивена Спилберга, которого вдохновила презентация о червоточинах американского физика и астронома Кипа Торна.

Спилберг планировал взяться за фильм после завершения работы над “Линкольном” (2012). К сожалению, в 2007-м году Стивен покинул проект, поскольку ему не удалось договориться со студией Paramount. Появился Крис Нолан, и всё остальное стало историей Голливуда.

Примечательно, что первый вариант сценария сильно отличался от того, что мы в итоге получили. Купера в НАСА привёл не “призрак” c книжной полки в спальне дочери, а потерпевший катастрофу космический зонд. Миссия “Лазарь” так и не состоялась. Наши герои обнаружили китайскую базу на ледяной планете (единственной, которую они успели посетить), но вместо персонажа Мэтта Дэймона они столкнулись с инопланетянами, роботами-убийцами и гравитационными машинами.

Кристофер Нолан всегда мечтал стать режиссёром научно-фантастической эпопеи

-3

На выставке CinemaCon-2014 Кристофер Нолан в ходе сессии вопросов и ответов сказал следующее: “Для меня “Интерстеллар” – это возвращение к фильмам, которые я смотрел в далёком прошлом”.

Нолан часто ссылается в различных интервью на “Космическую одиссею” 2001-го года, оказавшую глубокое влияние на его карьеру.

Крис и команда “Интерстеллара” также посмотрели приключенческую драму Филипа Кауфмана “Парни что надо” (1984), и Нолан сказал в интервью Empire, что “это практически идеальный фильм”, который “немногие люди увидели на большом экране”. Режиссёр дополнительно упомянул фильмы Стивена Спилберга “Близкие контакты третьей степени” (1977) и “Челюсти” (1975) как “обладающие великим духом”, который “так важно было передать”.

Для Нолана “Интерстеллар” – не просто дань уважения любимым кинокартинам. Он хотел вдохновить зрителей на новую любовь к космическим путешествиям и призвать их поддержать государственные инвестиции в науку.

“Я вырос в то время, когда каждый ребёнок мечтал стать астронавтом”, - сказал Кристофер на Comic-Con в 2014-м году. “Увы, но за последние пару десятилетий всё значительно изменилось”.

Кип Торн “приложился” к фильму основательно

-4

Кип Торн, физик из Калифорнийского технологического института, сотрудничавший в 1977м-м году с режиссёром фильма “Контакт” Робертом Земекисом, был приглашён в проект “Интерстеллар” ещё с самого начала.

Когда пригласили Нолана в качестве режиссёра, Торн взял с него два обещания:

1. Ничто в фильме не должно нарушать законы физики;

2. Всё спекулятивное, что будет представлено в картине, должно исходить от него (Торна), а не от сценариста.

Нолан согласился с физиком по обоим пунктам.

Однако в интервью журналу Scientific American Торн, который был консультантом и исполнительным продюсером фильма, рассказал о “баталиях” с Ноланом по поводу того, что тот хотел включить в “Интерстеллар” путешествия быстрее скорости света.

Тем не менее, Кип Торн вспоминал об этом времени с нежностью. “Моё общение с Крисом и его братом Джонатаном было поистине увлекательным. Мы генерировали идеи в контексте истории, которая только зарождается”.

В дальнейшем Торн написал книгу “Интерстеллар. Наука за кадром”, в которой глубоко погрузился в физику, лежащую в основе фильма (в конце статьи я оставлю ссылку на приобретение книги).

Дизайнеры приложили немало усилий, чтобы передать в фильме “эстетику НАСА”

-5

Стремясь сделать акцент на науке, а не на фантастике, команда “Интерстеллара” активно старалась избегать банальных жанровых тропов и фантастических элементов. “Мы хотели, чтобы скафандры были основаны на существующих космических технологиях, которые люди видели и в которые верят”, - сказал Нолан в закулисном интервью.

Как пояснила художник по костюмам Мэри Зофрес, “настоящим исследователям космоса не нужны излишние дизайнерские изыски”.

Энн Хэтэуэй отметила, что актёрам в скафандрах было весьма дискомфортно. Впрочем, именно это помогло им настроиться на нужный эмоциональный лад в мрачных моментах фильма.

Кристофер Нолан оказался совсем не таким, каким его представлял Мэттью Макконахи

-6

К моменту выхода “Интерстеллара” поклонники ничуть не сомневались в Кристофере Нолане (в конце концов, исполнение роли Джокера звездой ромкомов Хитом Леджером оказалось, мягко говоря, “несколько” лучше, чем ожидалось).

Мэттью Макконахи, будучи приглашённым на главную роль в “Интерстеллар”, также был известен как “представитель романтических комедий”. Правда, к началу съёмок он успел сыграть в фильмах “Далласский клуб покупателей”, “Грязь”, “Мад”, “Волк с Уолл-стрит”, а также сняться в нашумевшем сериале HBO “Настоящий детектив”. Другими словами, он зарекомендовал себя как драматический актёр, с которым нужно считаться, задолго до работы с Ноланом.

Актёр ожидал увидеть в режиссёре жёсткого перфекциониста. Вместо этого он был приятно удивлён, обнаружив, что Кристофер – открытый и общительный человек, готовый рассмотреть любые предложения.

В интервью HitFix Макконахи назвал Нолана лучшим режиссёром, с которым он когда-либо сотрудничал.

Съёмки “Интерстеллара” проходили по всему миру

-7

Менее опытные режиссёры могут предпочесть работать в одном помещении с использованием зелёного экрана. Но Кристофер Нолан не из тех, кто ищет лёгкие пути, и он редко (если вообще когда-либо) прибегает к хромакею.

Конечно, он не мог посетить внеземные (и уж тем более внегалактические) локации, показанные в фильме, но он был способен перенести производство в различные места на Земле, которые с помощью “скромной киномагии” превращались в далёкие планеты.

Сцены с участием маленького американского городка и бескрайних кукурузных полей, осаждённых клубами пыли, снимались в канадской провинции Альберта. Массивный пещерный интерьер подземного комплекса НАСА, который мы видим чуть позже, был снят в одном из отелей Лос-Анджелеса. Сцены, происходящие на экзотических планетах, фигурирующих в фильме (для простоты – планета воды и ледяная), снимались, что вполне уместно, в Исландии… где Энн Хэтэуэй едва не получила переохлаждение.

Интересно, что Нолан уже бывал на леднике Свинафелльсьёкулл (повторите это пять раз быстро), где снимались сцены на ледяной планете Мэтта Дэймона, во время работы над фильмом “Бэтмен: Начало” (2005). Там же снимали, кстати, “Игру престолов”.

Это самое подходящее место, если вам нужны ледяные декорации для фантастического фильма или фэнтези-сериала.

В “Интерстелларе” гораздо меньше CGI, чем вы могли предположить

-8

Тот факт, что в фильме “Интерстеллар” присутствует шокирующе малое количество CGI, вероятно, не вызывает удивления у людей, знакомых с творчеством Кристофера Нолана. Ведь режиссёр, как известно, не любит использовать CGI.

Но если есть возможность построить декорации или добиться конкретного эффекта практическим путём, он воспользуется ею (при отсутствии других вариантов). Фильм “Интерстеллар”, получивший “Оскар” за визуальные эффекты, не стал исключением.

Конечно, кадры запуска ракеты, дрейфа корабля “Эндюрэнс” мимо Сатурна, входа в червоточину и выхода на орбиту чёрной дыры были воссозданы с помощью цифровых технологий (по понятный причинам). А вот пыльная буря в фильме была создана уже с помощью грузовиков, перевозивших гигантские вентиляторы, которые раздували грязь по всей площадке.

Миниатюры и модели использовались для создания корабля “Эндюрэнс” (одна из моделей была длиной 25 футов) и различных командных центров. Даже эпизод с тессерактом в кульминации фильма, когда Купер через пятимерное пространство общается со своей дочерью, был снят без хромакея. Вместо этого команда по визуальным эффектам использовала технологию “щелевого сканирования”, впервые применённую в фильме “Космическая одиссея”.

Съёмочная группа творчески подошла к работе с камерами IMAX

-9

Кристофер Нолан известен несколькими вещами: созданием “мозговых” зрелищ, опорой на практические эффекты, любовью к камерам IMAX и традиционной плёнке (а не к более современной цифровой, к которой тяготеет киноиндустрия в целом). Как и в других его фильмах, большая часть “Интерстеллара” была снята на IMAX.

Дело в том, что камеры IMAX – это громоздкие “бегемоты”. Они позволяют получать великолепные кадры, но для их поддержки требуется огромная инфраструктура, поэтому снимать целый фильм на такую камеру стало возможным только через несколько лет после выхода “Интерстеллара” (“Мстители: Война бесконечности” – первый фильм, полностью снятый на IMAX).

Тем не менее, Нолан требовал использовать камеру для съёмки как можно большего количества кадров.

“Люди говорили, что камеру IMAX невозможно удержать в руках, - рассказывал директор по качеству IMAX Corporation Дэвид Кигли. “Нолан доказал, что это неправда”.

Сам Нолан добавил: “Операторскому отделу пришлось творчески подойти к съёмке фильма на IMAX… Мы действительно относились к IMAX как к GoPro”.

Гаргантюа основана на реальных вычислениях

-10

Физик из Калифорнийского технологического института Кип Торн был не просто консультантом, к которому режиссёр обращался, когда у него возникал тот или иной научный вопрос. Торн самостоятельно провёл огромное количество исследований и вычислений, чтобы убедиться в том, что всё, что показано в фильме, научно правдоподобно.

Нигде в “Интерстелларе” это не проявилось так ярко, как при изображении чёрной дыры Гаргантюа. Как рассказал Торн в интервью Wired, “Крис позвонил и сказал, что хочет прислать ко мне домой человека, чтобы тот пообщался со мной о визуальных эффектах. Я ответил: “Конечно, пусть приезжает”.

Приехал супервайзер визуальных эффектов Пол Франклин и попросил Торна разработать уравнения, моделирующие физику реального мира (для ПО, предназначенного для создания эффектов).

После нескольких недель тщательных исследований Торн отправил математические выкладки Франклину, который использовал их для проектирования чёрной дыры.

Для воссоздания Гаргантюа потребовались год работы и команда из более чем тридцати человек. Одна из самых больших проблем, с которой столкнулась команда, заключалась в том, чтобы заставить программу для рендеринга воспринимать свет так, как будто он движется по кривым траекториям (как это происходит вблизи такого массивного объекта, как чёрная дыра, в соответствии с общей теорией относительности Альберта Эйнштейна). С учётом новых инструкций компьютеру потребовалось более ста часов для рендеринга некоторых кадров. Это может показаться излишеством, но трудно утверждать, что оно того не стоило.

В результате получился один из величайших и наиболее запоминающихся визуальных эффектов в истории кинематографа.

Чёрная дыра в фильме “Интерстеллар” привела к реальным научным открытиям

-11

Эжени фон Танзелманн, супервайзер визуальных эффектов, создала аккреционный диск, сгенерировав плоское разноцветное кольцо и опустив его на орбиту вокруг компьютеризированной чёрной дыры. То, что произошло дальше, удивило всех, даже физика Кипа Торна. Аккреционный диск – вихревой пояс из перегретого газа и материи, вращающийся вокруг горизонта событий, - был фактически искривлён, так что он оказался над, под, позади и вокруг объекта.

“Мы обнаружили, что искривление пространства вокруг чёрной дыры приводит к искривлению и аккреционного диска”, - рассказал Wired Пол Франклин. “Поэтому вместо того, чтобы выглядеть как кольца Сатурна вокруг чёрной сферы, свет создаёт этот необычный ареол”. Что касается Торна, то учёный подытожил свои ощущения словами: “Ух ты, так вот к чему это могло привести”.

Данное открытие в итоге привело к публикации нескольких научных работ по теме гравитационного линзирования в контексте сверхмассивных чёрных дыр. Другими словами, космический фильм Кристофера Нолана оказал реальное влияние на мир.

Ханс Циммер почти ничего не знал о фильме “Интерстеллар”, когда приступил к его озвучиванию

-12

Легендарный кинокомпозитор Ханс Циммер (“Гладиатор”, “Пираты Карибского моря”, “Начало”, трилогия “Тёмный рыцарь” и др.) был первым, кого выбрал Нолан для создания партитуры. Однако режиссёр хотел посмотреть, что получится, когда в распоряжении Ханса будет лишь мизерная часть сценария.

“Для меня было очень важно, чтобы музыка никак не пересекалась с жанром фильма”, - сказал Нолан в закулисном интервью.

По сути, он передал композитору несколько отдельных реплик диалога, утаив информацию о жанре и масштабе картины.

Циммер неверно понял, что в сценарии речь идёт об отношениях между отцом и сыном, и написал соответствующую музыку. Тем не менее, Нолану очень понравился результат.

Как объяснил режиссёр, “когда он сыграл мне музыкальное произведение, ставшее основой всей партитуры, я решил, что оно идеально передаёт эмоциональную составляющую фильма”.

Только после этого Нолан раскрыл Циммеру суть “Интерстеллара”.

Спасибо за прочтение, друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие публикации. Если статья наберёт 200 лайков, продолжу освещать вселенную "Интерстеллара”.

P.S: рекомендую прочитать книгу Кипа Торна "Интерстеллар. Наука за кадром". Вы можете приобрести её здесь. Я прочитал её с огромным удовольствием. Уверен, вам также она очень понравится. До новых встреч!

Другие статьи по теме:

Фильм "Интерстеллар" (2014): объяснение самых запутанных моментов

Топ-15 сильных цитат из фильма "Интерстеллар", которые никого не оставят равнодушным