Найти тему

В поисках замены бензину: Паровой трактор для Германии

В годы Второй мировой войны Германия столкнулась с тотальным ресурсным кризисом, особенно с точки зрения топлива. В панике руководство страны искало дешевую альтернативу, которая решила бы это проблему. Наряду с синтетическим топливом вспомнили и про паровые двигатели и были одним из многих рассматриваемых потенциальных заменителей. Skoda SK 13 - один из образцов этой технологии.

Казалось, что это отличная замена бензиновым двигателям, особенно учитывая тот факт, что автомобили на заре своей истории ходили на пару и пользовались успехом. Поэтому забытую технологию решили откопать и в декабре 1944 года начались работы по созданию парового трактора под названием SK 13. В машине использовались чехословацкие разработки: двигатель парового грузовика Škoda Sentinel и истребитель танков Jagdpanzer 38(t), основанный на шасси легкого танка Pz.Kpfw.38(t), разработанный Алексеем Суриным. Массовое производство автомобиля было начато весной 1944 года на BMM (Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG, название компании Českomoravská Kolben-Danek (ČKD) во время немецкой оккупации Чехословакии). Отличные характеристики и дешевизна шасси позволили создавать на его базе различные новые транспортные средства, включая истребители танков, артиллерию и, конечно же, тракторы.

SK 13
SK 13

Для конструкции SK 13 база 38(t) была значительно изменена. Одним из самых важных изменений стало увеличение длины. Корпус был удлинен, и с каждой стороны было добавлено по два опорных колеса, в результате чего получилось по шесть опорных колес с каждой стороны.

Шасси было не единственной деталью, которую предлагалось позаимствовать. Предполагалось, что паровые котлы с возвратно-поступательными механизмами для использования в качестве силовой установки будут взяты с парового грузовика Škoda Sentinel.

Škoda Sentinel
Škoda Sentinel

Эти грузовики были оснащены паровыми двигателями мощностью 70 л.с. и могли перевозить до 5 тонн груза. Стационарный трубчатый котел располагался в передней части грузовика. В нем можно было сжигать каменный уголь, древесную стружку и брикеты, но наиболее подходящим был коксованный каменный угль. Котел также был оснащен манометром, отметкой уровня воды с предохранительным клапаном, а выход пара регулировался золотниковым клапаном. Подготовка к вождению заняла около 30 минут.

В 1944 году Škoda завершила разработку проекта SK 13 и построила первый прототип. В ходе сборки и предварительных испытаний он претерпел некоторые изменения, в первую очередь связанные с внешним дизайном. В частности, была добавлена крыша и контейнеры для угля и воды, а также ступеньки, установленные в верхней лобовой части корпуса, чтобы облегчить процесс посадки.

SK 13
SK 13

В ходе испытаний было установлено, что паровой двигатель способен разгонять трактор SK 13 только до 12-15 км/ч. Перевозимого запаса топлива и воды хватало только на дальность хода в 150 км по шоссе. Нетрудно заметить, что по своим показателям мобильности паровой трактор значительно уступал существующей бензиновой технологии и никоим образом не мог с ней конкурировать. Даже экономичности с точки зрения расхода топлива было недостаточно для SK 13.

Испытания прототипа SK 13 привели к двум основным выводам о будущем паровой технологии. Первый касался принципиальной возможности создания тракторов или других военных машин, в том числе бронированных, с паровыми двигателями. Второй вывод предъявлял новые требования к паровым двигателям для такого оборудования. Испытания ясно показали, что два котла от устаревшего грузовика Škoda Sentinel мощностью по 70 л.с. каждый не могут обеспечить требуемую мобильность для относительно тяжелой и крупногабаритной гусеничной машины.

SK 23
SK 23

Из-за ряда факторов паровые гусеничные машины чехословацкой конструкции не были приняты на вооружение немецкой армии. Но работы на паровыми машинами не свернули. Так, известна работа над более улучшенной версией SK 13 под названием SK 23. По сути, это был полностью переделанная гусеничная машина, в которую предполагалось установить современные паровые котлы от Krupp. Но война к этому времени была завершена и проект так и остался на черчёжной доске и выполнен только в виде модели.

Авто
5,66 млн интересуются