Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Война 1812 года: политика памяти Польши

3. 1. 1. Польский национальный нарратив

Первый случай, который будет рассмотрен в данном параграфе будет случай Польши (Герцогства Варшавского, Царства Польского). Личность Наполеона имела большое значение в формировании и реконцептуализации национальной идентичности поляков. Это тем более парадоксально, что наполеоновская эпоха в Польше это относительно небольшой - промежуток времени с 1807 по 1815 год, характеризующийся введением Кодекса Наполеона и заложением основ централизованного государства с принципиально новой системой ценностей, которое оказалось не вполне жизнеспособным и просуществовало лишь до 1832 года. Так что, говоря о пробонапартистской настроенности Польши, стоит иметь в виду не вклад Наполеона в становление польской государственности, а живучесть его легенды, которая владела лучшими умами страны на протяжении всего XIX века.

В действительности, отношение поляков Бонапарту непостижимо без учета исторической трагедии их страны: три раздела Речи Посполитой, по сути, стерли Польское государство с политической карты Европы.

Вера в помощь Запада, которую символизировал Бонапарт, была важной движущей силой для народа без государства, живущего иллюзией, что Европа примет участие в его судьбе, и исполненный уважения к Наполеону Юзеф Выбицкий вводит его имя в текст песни, ставшей полтора века спустя (в 1926 году) гимном Польши, увековечив таким образом надежду на свободу и возрождение своей страны, которую поляки связывали с именем французского императора.

В Польше начала XIX века парил культ Бонапарта со всеми его составляющими: медалями с изображением императора французов, возвеличиванием Наполеона в архитектуре триумфальными арками, и в литературе одах и стихах, превозносивших его достоинства и уподоблявших его античным богам войны Юпитеру и Марey Постепенно наполеоновский миф так прочно укоренился в сознании поляков, что уже ничто не могло поколебать их веру в то, что «по мановению руки Наполеона соединятся вновь отчизна и Корона».

Важнейшую роль в становлении и развитии мифа Наполеона на этом этапе сыграла польская романтическая поэзия. Европейское преклонение перед романтизированным Бонапартом «демократичным и гениальным мессией, правителем из народа и для - народа», нашло свое отражение в творчестве польских романтиков.

Адам Мицкевич
Адам Мицкевич

И апологетический миф Наполеона, созданный Мицкевичем, и миф самого Мицкевича в польской литературе относятся к категории предсказанных Шеллингом в «Философии искусства» новых мифов, в которых функцию мифологемы выполняет культурное имя нового времени. И выбор той или иной исторической личности для создания се мифа продиктован, прежде всего, эпохой, в свете которой именно эта личность становится символом определенной идеи.

Но если время доказало несостоятельность надежд на свободу, связанных с именем Наполеона, что привело в дальнейшем к переводу его из разряда героев» разряд «антигероев» и, как следствие, к развенчанию его мифа в польской литературе рубежа XIX-XX веков, то миф, связанный с именем Мицкевича - поэта-вождя, поэта-пророка остается актуальным до настоящего времени.

Народных воспоминаний о Наполеоне у поляков сохранилось немало. Например, в народных легендах Наполеон выступает и в роли «знающего» колдуна. Польская легенда объясняет многочисленность наступающей Французской армии тем, что по ночам Наполеон велел вдоль границы сыпать нарубленную солому, и к утру из нее вырастало войско. Сходные сюжеты бытуют и у литовцев: согласно одной из легенд, когда Наполеон увидел, что в реке утонули его воины, он бросил меч и сказал, чтобы пропали и меч, и река; река начала зарастать. Перед нами версия широко известного у восточных славян сюжета о заклятии реки (озера, моря), в котором фигурируют и другие царственные особы. Отметим, что фольклорная традиция склонна наделять выдающихся личностей сверхъестественными способностями, приравнивая их к «знающим» традиционного общества.

Автор - Катерина Броцкая