19 ноября 1944 года 72-я гвардейская стрелковая дивизия подошла вплотную к автомагистрали Диондьеш — Хатван — Будапешт. Гитлеровцы любой ценой стремились удержать эту дорогу, так как снабжали по ней свои войска всем необходимым. Завязались тяжелые бои. Советские воины сражались геройски. Особенно отличился командир 3-го артдивизиона гвардии капитан Александр Петрович Демьянов.
Храбрый офицер занял наблюдательный пункт на чердаке двухэтажного каменного дома в хуторке Фай и оттуда управлял огнем батарей. Целеуказания были точны, а огонь подразделений разительным. Первыми же выстрелами артиллеристы разбили и подожгли несколько автомашин и создали пробку на дороге.
Разъяренный враг бросился в атаку на стрелковый полк, который ближе всех находился к автостраде, и оттеснил его на восток. Наблюдательный пункт капитана Демьянова оказался в немецком тылу, но он продолжал руководить огнем своего дивизиона. Артиллеристы по-прежнему наносили тяжелый урон противнику, пытавшемуся прорваться по шоссе.
Вскоре фашисты запеленговали рацию Демьянова и обнаружили наблюдательный пункт. К дому, где находился бесстрашный командир дивизиона и его подчиненные — командир взвода управления гвардии лейтенант Аникин, радисты гвардии младший сержант Савельев и рядовой Анисимов и еще несколько раненых бойцов, устремились вражеские самоходки. Подойдя на близкое расстояние, они открыли стрельбу по НП. Воины оказались в тяжелом положении. Как быть? Демьянов принял смелое решение.
— Огонь на меня! — скомандовал он дивизиону.
Первой дала залп батарея гвардии лейтенанта Гранкина. Недолет. Капитан скорректировал огонь и вновь подал команду. На этот раз снаряды точно накрыли самоходки, рассеяли пехоту.
Наступило короткое затишье. Через несколько минут дом окружили вражеские автоматчики.
— Рус, сдавайс! — кричали они.
В ответ Александр Демьянов вновь вызвал на себя огонь. Новый шквал снарядов обрушился на район дома. Но небольшой группе немцев удалось спастись у стен здания. Гранатами и огнем из автоматов четверка отважных советских гвардейцев отбросила фашистов и заняла оборону у входа в дом.
Десять долгих часов длилась схватка горстки храбрецов с врагом. Капитан Демьянов неоднократно вызывал огонь на себя, подвергаясь смертельной опасности. Он был тяжело ранен. Получил ранение и лейтенант Аникин. Однако они продолжали сражаться. К вечеру гитлеровцы были выбиты из хутора Фай стремительной атакой 222-го стрелкового полка.
Герои-артиллеристы остались живы. Своим самоотверженным поступком, стойкостью они на целый день полностью прервали движение противника по дороге Диондьеш — Хатван — Будапешт и спасли жизнь многим нашим раненым. За совершенный подвиг воины были награждены орденами.
В то время когда бесстрашные гвардейцы-артиллеристы вели бой с превосходящими силами противника, в столице нашей Родины — Москве прогремел первый праздничный салют в честь славных артиллеристов Красной Армии.
После войны капитан запаса Демьянов — начальник производства в Сочинском городском легкомоторном парке. За большие успехи в работе был награжден орденом «Знак Почета».
Гвардеец — в бою, гвардеец — в мирном труде!
Полковник в отставке Н. ПАВЛОВ (1970)