Найти тему

МНОЖЕСТВО ЯЗЫКОВ И ЕДИНСТВО МИРА: О СУЩНОСТИ И ФОРМЕ

Мне кажется, очень важно, нужно, и, что удивительно, МОЖНО объяснить то, что называется магическим и мифологическим восприятием мира, человеческим языком. Без заумных терминов и пафоса, чтобы было понятно. Потому что на самом деле мир, который мы видим и воспринимаем, он один и тот же. То есть в каждой голове конечно свой, но это все вполне себе целостная структура, просто методов описания ее немереное количество. Это, по сути дела, все равно что описание одного и того же феномена разными языками с точки зрения разных менталитетов.

То есть, допустим, мы берем ситуацию, когда человек сидит в полной жизненной ж0пе. Мы можем посмотреть на него с точки зрения разных систем взглядов-мировоззрений и сказать, что у него или кризис среднего возраста, отягощенный психологическими блоками, тянущимися из детства после тяжелой травмы, нанесенной матерью например. Или мы можем сказать, что дисфункция щитовидной железы, гормональный сбой, ухудшение самочувствия из-за расстройства эндокринки, поэтому он и делать ничего не может, все из рук сыпется и полная лажа по всем фронтам. Или мы можем сказать, что у человека полная жесть по тонким планам, потому что с проклятием рода надо разбираться и карму чинить, в смысле что налаживать взаимоотношения со вселенной, слушать Всевышнего и вообще какой-то уже дзен найти, иначе жизнь - бессмысленная штука. Или же мы можем чисто по-бытовушному сказать, что наш персонаж - ленивая ж0па и ему просто пенделя не хватает, чтобы встать с дивана, собрать волю в кулак и начать пахать, чтобы починить свое житие-бытие. И во всех случаях мы будем говорить об одном и том же, просто немного разными языками.

И что самое интересное, если начать искать выход в любой из этих систем, любая методика будет работать, если грамотно подходить к делу конечно. Просто расшибить лоб в молитве, так же как просто обожраться витаминок до потери пульса - очень глупая идея, но в идиотизме отдельно взятых последователей ни одна система не виновата.

Для каждой проблематики хорош свой язык... допустим про любовь лучше рассуждать, строго говоря, на греческом. Потому что если у нас для этого понятия одно слово, включающее в себя все, то в греческом – десяток или больше: любовь к семье, привязанность к детям, плотская любовь, пламенная преданность государству и правителю, дружеская, братская любовь… Там в самом контексте языка, сформированного спецификой менталитета, заложены те нюансы, до которых нам приходится доходить долгими мучительными соображениями.

Про менталитет языков и судьбы мира в контексте истории - яркий пример

Жили-были в античном мире две цивилизации. Греческая - цивилизация философов, которая вечно пыталась ухватить неведомую сущность всякой недоступной человеческому разуму фигни, и римская - более тяготевшая к красоте форм и точности формулировок, нежели к копанию неведомых глубин непонятно чего. Первая соответственно рождала раздолбаев-мыслителей, вторая - политиков, самоотверженных граждан и качественный государственный строй. Когда в эти земли пришло христианство, осело на местную культурную почву и заговорило местными языками, между двумя цивилизациями опять наметился некий конфликт, обусловленный разницей подходов и приоритетов. Когда святые отцы стали собираться, чтобы обсудить богословские доктрины, выходила неловкая ситуация, потому что диалог наследников ,с его юридическим до мозга костей подходом, и Греции, с ее заморочками на абстракциях, напоминали разговор слепого с глухим.

Западная церковь говорила: грехопадение человека есть нарушение договора, Завета между Всетворцом и людьми. Он создал мироздание и установил его законы, создал все правильным и совершенным, но человек, преступив завет, данный творцом, оскорбил величие создателя, нарушил правила, лежащие в основании мироздания. Он должен искупить свою вину, чтобы упразднить греховность. Восточная церковь говорила: направив свою волю в иную сторону, нежели воля Творца, человек исказил собственную природу, склонив ее от добра ко злу, он повредил свою сущность, сделав неверный выбор и лишь беспрекословное следование воле Бога и воплощение в себе подобия Его исцелит поврежденную человеческую природу. Они говорят про одно и тоже, но упорно не понимают друг друга. Потому что восточная-греческая церковь говорит о Сущности, а в латыни даже слова такого нет. Там есть слово Субстанция, нечто, лежащее в основе, самостоятельно существующее...но это другое слово.


Все, что потом вылилось в великий раскол Католичества и Православия это по большому счету извечная неспособность перевести с философского греческого языка и менталитета на юридический латинский. Когда православие говорит о единстве церквей, оно говорит о единосущии их, о том, что в них единый дух. А католичество говорит о главенстве Папы Римского, о первенстве чести римской церкви, основанной прежде других, о том, что для единства вообще необходим глава и любая организация нуждается в структуре, каким бы там духовным единством она не обладала. И в результате вот мы имеем то, что имеем. А по большому счету у них не столько расхождения по принципиальным вопросам, а сколько
разные способы описания одной и той же проблемы. Просто одни докапываются к сущности, другие горой стоят за совершенство формы. И ни к кому из них не придерешься в плане чистоты намерений, у обоих врожденная потребность утвердить именно им близкий порядок вещей, истину в том виде, в котором они ее понимают.

Это я все к тому, что найти способ перевести с одного языка описания мира на другой - очень важная, нужная и полезная задача. И если получится найти способ изложить непостижимое и эзотерическое более универсальными языками этого мира и достичь таким образом взаимопонимания с теми, кто магуйскими жаргонами не владеет, мир станет целостнее и понятнее для всех. Есть основания полагать, что миру от этого будет только лучше.

-2