Не зря ведь Серафим говорит, что анекдот про подмастерья - это про него.
Про того самого подмастерья, который не понял слова кузнеца; "Видишь эту подкову? Как кивну головой, бей по ней со всей силы железным молотом."
Исполнительный был парень. Ударил, как и просили, со всей силы. Только не по подкове...И стал новым деревенским кузнецом.
Так и сын мой. Вроде неглупый парень, но понимает всё дословно. Ещё и обижается, когда я над ним смеюсь и прошу думать головой, а не ждать, когда я ему объясню, что и как нужно делать.
Что делать то он знает, если понял просьбу. Особенно легко всё делает, когда уже есть отработанная схема, как, например со сбором на тренировку.
Уже давно собирается сам. Складывает вторую обувь, наливает в бутылку воду. Вот как подействовала однажды моя гневная тирада в ответ на вопросы: "А я что должен босиком заниматься? И где собственно вода?"
Где-где! В Караганде! Я, естественно, не так ему ответила. Намного жёстче. Как выразился один мой читатель, умею "ртом произносить" много всего...
Так вот. Сын впечатлился тогда и теперь всё сам. И это прекрасно.
Воду нальёт, обувь в пакет завернёт. Всё это в рюкзак положит. И вперёд.
Схема уже отработана до автоматизма. Голове даже думать не надо.
А тут собрались в четверг на озёра. И он спрашивает: "А что с собой брать?" Говорю: "Бери две бутылки с водой запивать лекарства. Да и так пусть будет. Жарко на улице. Пить всё равно захочешь. Только ты их сложи вот в тот серый рюкзак, где плед и средство от комаров."
Думала, слышит. Но нет. Не услышал. У него в голове уже есть своя схема.
Бутылки налил и сложил в рюкзак зелёный, тот самый, с которым он ходит на тренировки. Ещё туда вещи засунул, которые могут понадобиться. И не смутило его даже, что я пере выходом ещё раз напомнила о том, какой именно рюкзак он берёт с собой.
Едем в машине. Уже на полпути к озеру спускается на меня озарение, что воду он точно не взял. У нас собой воды нет, только минералка.
Прошу его посмотреть. А он так уверенно: "Вот же она, лежит сбоку."
Требую достать. Достаёт. Крутит у меня перед носом пустой запасной бутылкой. И говорит: "Ой, кажется, забыл."
И тут я произношу голосом учителя из его любимого "Ералаша": "А голову ты дома не забыл?!" И дальше читаю лекцию о том, что нужно всегда думать, анализировать. Слушать, что тебе говорят. Понимать сказанное так, как нужно. А не тупо следовать заученной схеме. Он молодец, конечно, что налил и сложил. Но не туда, к сожалению."
И так во всём. Отец говорит ему вчера: "Не выключай компьютер. Я вас сейчас в гости отвезу и вернусь минут через двадцать. Пусть пока игра будет включена."
Ну куда там! Его никто не слышал. Серафим привык всё выключать: свет, электроприборы, кроме холодильников. Даже удлинители из сети выдёргивает. У него тут своя схема. Свой порядок действий. Вот он ему и следует.
Выключил всё и пошёл. А отец вопрошает в пространство: "Ну когда ж это кончится? Когда же ты станешь наконец-то нормальным человеком, научишься слушать людей и делать именно то, что просят?"
Я ему говорю: "Скорей всего, никогда." А он, похоже, ещё на что-то надеется.
Хотя и я тоже. Только пока не понимаю, как изменить ситуацию. Как сделать так, чтобы человек с аутизмом ориентировался не только в привычных, но и в других условиях.
Может, вы знаете. Только не нужно опять писать про умственную отсталость. За это сразу блокирую. Потому что тут совсем другое.