Найти в Дзене
Михаил PRO

КОГДА-ТО БОГАТЫЙ ПРИХОД, а теперь лишь СКАЗОЧНЫЙ ПЕЙЗАЖ. Храмовый комплекс села Ильинское на Шаче, Сусанинский район, Костромская область.

Всем привет! В настоящей статье речь вновь пойдет о храмовом комплексе. Состоящий из двух храмов, архитектурный ансамбль сегодня стоит в совершенно заброшенной местности. Местные жители ездят к храмам на могилы предков на тракторе. В начале пути к селу открывается такой вид. Аж дух захватывает.

Место бывшего села настолько живописно! Село расположено на правом берегу Шачи, на вершине холма с крутым южным склоном в сторону реки. Была бы хорошая дорога, художники бы часто посещали это место. Итак вперед!

-2

Наиболее раннее документальное известие о селе относится к 1596 г., когда эти земли получил в поместье боярский сын Г. Нелидов.

Есть упоминания о приходской жизни в данной местности в 1629 и 1630 гг. (137 и 138 г). Село имело статус погоста и здесь в начале 17 века было 2 храма: Ильи пророка и свт. Николая:

Материалы для истории Костромской епархии. Вып. 4: Костромская десятина жилых данных церквей 1628-1710 и 1722-1746 гг. Кострома, 1908.
Материалы для истории Костромской епархии. Вып. 4: Костромская десятина жилых данных церквей 1628-1710 и 1722-1746 гг. Кострома, 1908.

В те годы территориально Ильинское на Шаче относилось к Андомскому стану Костромского уезда.

Следующий документ раскрывает нам фамилию собственников данной местности - русский дворянский род Нелидовых. Здесь мы как раз видим имя родоначальника - Гаврилы Нелидова:

Материалы для истории Костромской епархии. Вып. 4: Костромская десятина жилых данных церквей 1628-1710 и 1722-1746 гг. Кострома, 1908.
Материалы для истории Костромской епархии. Вып. 4: Костромская десятина жилых данных церквей 1628-1710 и 1722-1746 гг. Кострома, 1908.

Пожалуй самое важное в этом документе находится в последнем абзаце. В 1721 году по прошению Ивана Нелидова на месте двух ветхих храмов велено построить новые: в честь Воскресения Христова с приделом пророка Илии и в честь чудотворца Тихона.

Есть и еще один документ о храме с указанием на фамилию Нелидовых:

-5

Как мы видим здесь в 1677 году (185 г) упоминается или Афанасия Лентьевича Нелидова. Он относится к московским дворянам. Интересно, что первый Нелидов, связанный с Костромой - Потап Андреевич  — за московское осадное сиденье 1618 г. был пожалован вотчиной в Галичском уезде, служил по Галичу в 1620 г. Все сходится : во втором документе как раз упоминается Галич. Примечателен еще и тот факт, что в родословной Нелидовых есть пересечение с человеком, который вошел в историю нашей страны с именем Лжедмитрий I.

Но вернемся храмам. Во второй половине 18 века на месте 2 деревянных храмов построены новые, каменные. Вот какая информация дана в издании 1863 года:

-6

Первое, что мы видим, здесь уже не упоминается фамилия Нелидовых. Первый храм строится иждивением Кожухова В.А., второй - Скрипицына А.И., и только вдумайтесь в доме Борщева М.С. - есть еще один домовый храм.

Кто такой Кожухов В.А. установить сложно. Скрипицын А.И. принадлежит древнему столбовому дворянскому роду, т.е. был здесь помещиком.

Борщев М.С. Эта фамилия тоже старинный русский дворянский род. Видимо имение переходило из рук в руки либо в результате браков либо после купли-продажи. Он родился 1793 в Санкт-Петербурге. С 1833 года – камер-юнкер. В 1842 году становится действительным статским советником. Его отец – Сергей Семенович Борщов (1754 – 1837 гг.) – в царствование императора Александра I был сенатором и генерал-лейтенантом, участник войны 1812 года. Он был очень состоятельным дворянином. Фамилия Борщев известна для Костромы. Ведь в самом центре города, находится так называемый «дом Борщова».

-7

Второй момент - приход был очень крупный - насчитывал 3500 человек, 68 селений на пространстве 6 верст.

Статистическая справка 1911 года дает следующую информацию о приходе:

-8
-9

Здесь отметим 3 позиции: 1) Кожухов В.А. капитан, т.е. отставной военный. Возможно храм был построен им по обету. Это косвенно подтверждают сроки строительства. Воскресенский храм построен на месте деревянного храма, которому был чуть более 40 лет. Вряд ли он так быстро обветшал.

2) Население прихода выросло на 700 человек и в начале 20 века насчитылвало свыше 4200 человек.

3) В приходе 3(!!!) школы. И нашу страну называли безграмотной. Смешно.

Сегодня в этой местности ни души. Только храмы - сегодня они памятники былого величия.

-10

Итак перейдем к описанию храмов. Вообще ансамбль считается редким примером сельского комплекса с двумя близкими по времени храмами, стилистически сильно отличающимися друг от друга.

Первым встречает нас Воскресенский храм. Он представляет собой двусветный пятиглавый четверик с цилиндрическими барабанами (центральный - световой) и луковичными главами.

-11

Значительно более низкая пятигранная апсида чуть уже четверика. Равная ей по высоте поперечно вытянутая трапезная с юга продолжает плоскость стены четверика, а с севера расширена приделом. Прямоугольный в плане

алтарь придела с косой южной стеной заслоняет небольшую часть северного фасада храма.

-12

Примыкающая с запада к трапезной шатровая колокольня поставлена с еле заметным смещением к северу относительно оси храма. Кстати колокольня слегка накренилась и стоит словно Пизанская башня.

Схема храма

-13

Внутри храм сохранил элементы интерьера. Трапезная часть, вид на южную стену:

-14

В четверике храма сохранилась и стеновая живопись. Свод четверика выполнен в виде звездного неба:

-15

Восточная стена имеет остатки иконостаса:

-16

Солея, вид на центральный алтарь:

-17

Кстати в алтаре в своде апсиды есть образ Троицы Новозаветной, восходящий к композиции в московском Храме Христа Спасителя.

-18

Наибольший интерес представляет западная стена четверика. Во-первых на ней сохранился, если можно так выразится второй иконостас. Да да! На западной стене до сих пор висит большая рама для икон. Как я ее не сфотографировал отдельно, не понимаю. Но элемент ее все же есть. Также на западной стене центральная композиция "Воскресение Христово"; по сторонам представлены «Явление Христа Марии Магдалине» и «Жены мироносицы у Гроба Господня».

На боковых стенах четверика на уровне второго света (окон) помещены изображения апостолов-евангелистов. Южная стена:

-20

А вот северная стена имеет всего два окна, и потому для симметрии дополнена фальш-окном:

-21

В углу четверика сиротливо стоит крест, упавший с колокольни:

-22

И еще один штрих к Воскресенскому храму. В северной стене четверика, в сторону второго, Казанского храма есть проход. Дверь не сохранилась, а вот кованая решетка-калитка на месте. Посмотрите какая красота:

-23

Теперь второй, чуть более поздний, Казанский храм. Построен в стиле барокко. Ядром продольно-осевой композиции служит одноглавый храм -

-24

двусветный четверик с восьмигранным световым барабаном на квадратном в сечении постаменте и с луковичной главой. Более низкая и узкая прямоугольная в плане апсида с востока имеет выгнутую по лучковой дуге стену. Прямоугольная в плане вытянутая поперечно

трапезная под кровлей значительно шире храма.

-25

Храм мы уже видели на общей фото. Сегодня от него осталось то, что видно на этом фото. Вроде зашел внутрь трапезной, а стоишь на улице. Эта колонна когда-то подпирала перекрытие трапезной части.

-26

Даже где-то в углу развалин есть остатки фресок. Видимо здесь был придел в честь свт. Николая:

-27

В четверике сохранились фрески 3-й четв. 19 в. Основу композиции составляет история иконы Казанской Божией Матери. Вот например сюжеты, повествующие о ее явлении:

-28
-29

На западной стене также есть сюжет, посвященный истории иконы:

-30

На северной и южной стенах четверика фрески с образами Иоанна

Златоуста и мученика Евстафия, Косьмы и Дамиана с повторным изображением Косьмы. Святые в нижнем ярусе росписи своими именами

представляют ктиторов храма, а также правящих архиереев времени строительства и росписи храма.

Свт. Иоанна Златоуст (то, что осталось):

-31

Мчч. Косьма и Дамиан:

-32

Мч. Евстафий:

-33

Фото северной стены. Здесь мы видим изображение святителя и остатки пристенного киота:

-34
-35

В своде четверика мы видим изображение новозаветной Троицы (часть свода примыкает к восточной стене):

-36
-37

Вроде как это собор архангелов:

-38

На восточной стене сохранились элементы иконостаса:

-39

В своде алтаря помещен образ Пресвятой Богородицы:

-40

Над Причистой Девой ангелы держат плат со слова Богородицы из Евангелия от Луки: "Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем". Воцерковленный человек сразу узнает в этих словах Богородичный прокимен.

Вот такой дивный храмовый комплекс мы с Вами сегодня посмотрели. Все фото сделаны 4.11.2015 года. Возможно найду еще фото с той поездки - обязательно поделюсь. Ну а пока, пока!

-41

Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал.