Первая битва при Ньюбери 20 сентября 1643 года была крупным сражением между армиями роялистов и парламентариев во время Гражданских войн в Англии (1642–1651). Силы роялистов, верные Карлу I Английскому (годы правления 1625–1649), возглавлялись принцем Рупертом (1619–1682 годы) и столкнулись с армией во главе с графом Эссексом. Это самое продолжительное сражение Гражданских войн привело к большим потерям с обеих сторон и закончилось ничьей, хотя и более удовлетворительной для парламентариев, которые в очередной раз сорвали любые планы короля по захвату Лондона.
Приглашаю подпписываться на телеграм канал Истории
От Эджхилла до Ньюбери
Король Англии Карл I (годы правления 1625–1649) считал себя абсолютным монархом, обладающим абсолютной властью и божественным правом на управление, но его нежелание идти на компромисс с парламентом, особенно в отношении денежных и религиозных реформ, привело к гражданской войне с 1642 по 1649 гг. 1651. Война, в которой участвовали «круглоголовые» (парламентарии) и «кавалеры» (роялисты) в более чем 600 битвах и осадах, была долгой и кровопролитной. Северная и западная части Англии в основном оставались лояльными монархии, но юго-восток, включая Лондон, контролировался парламентом. Парламентарии также контролировали Королевский флот, что было серьезным препятствием для получения Карлом подкреплений с континента и Ирландии.
Первым крупным сражением войны была битва при Эджхилле в Уорикшире 23 октября 1642 года, которая закончилась вничью и помешала королю двинуться на Лондон. Затем последовал ряд мелких боев и стычек. Штурм Бристоля в июле 1643 года дал роялистам жизненно важный порт и центр производства оружия. Атаку организовал принц Руперт, граф Палатин Рейнский и герцог Баварский, племянник Карла и командир королевской кавалерии. Затем дело парламентариев было подкреплено тем, что он удерживал Глостер, несмотря на то, что он находился в осаде в августе и сентябре. В то же время осады роялистов в Халле и Плимуте провалились. Год спустя война все еще была хорошо сбалансирована.
Битва
Парламентская армия во главе с Робертом Деверо, графом Эссексом (р. 1591–1646) сменила Глостер, и теперь 20 сентября эта сила столкнулась с армией роялистов во главе с принцем Рупертом в Ньюбери в Беркшире. Это было крупнейшее сражение 1643 года, когда с каждой стороны участвовало до 15 000 человек. У роялистов, вероятно, было больше кавалерии, а у парламентариев было численное преимущество в пехоте. Эссекс командовал двумя дивизиями пехоты (около 5000 человек в каждой), шестью кавалерийскими полками, рядом драгунских рот (гибрид пехоты-кавалерии) и частями тяжелой артиллерии. Эссекс, похоже, решил двинуть свою армию на восток и встретить роялистов, прежде чем они смогут попасть в ловушку в ущелье, ведущем к соседней деревне Энборн.
Поле боя представляло собой в основном луга и поля с живой изгородью с невысоким, но длинным холмом в форме полумесяца, известным как Круглый холм в южной части района боевых действий. Разнообразная местность с неглубокими ущельями, переулками и живыми изгородями означала, что некоторые части с обеих сторон — например, левое крыло парламентской кавалерии — не могли в полной мере участвовать в основных районах боевых действий. Это было особенно актуально после решения Эссекса не стоять на месте, а переместить свою армию и разделить две пехотные дивизии, одна из которых действовала в качестве резерва. Эта стратегия, возможно, была частично связана с тем, что Руперт получил раннее преимущество, когда авангард его кавалерии захватил некоторые запасы продовольствия, которые были собраны у местных жителей и предназначены для парламентской армии. Следовательно, Эссекс не мог ждать ожидаемого подкрепления, идущего с юга, и был вынужден вступить в бой с противником, в то же время прилагая некоторые усилия для продвижения в район, где можно было найти припасы.
У обеих сторон были пехотные соединения, состоящие из грозных групп пикинеров, вооруженных пиками, ясеневыми шестами длиной около 5,5 метров (18 футов) и увенчанными длинным металлическим шипом. Небольшими группами копейщиков поддерживали мушкетеры, вооруженные мушкетами с фитильным замком, которые обычно действовали строем, чтобы вести залповый огонь. Орудийный огонь был очень эффективным с обеих сторон, как засвидетельствовал один очевидец, капитан Джон Гвин, который «видел целую шеренгу людей, по шесть в глубину, головы которых были отрублены одним пушечным выстрелом» (Генри, 37 лет).
Круглый холм
Артиллерия Эссекса была особенно эффективна, поскольку они захватили Раунд-Хилл в первый час битвы. По словам военного историка М. Ванклина, Эссекс намеревался использовать холм не в качестве точки обороны, а для создания прикрывающего огня, в то время как его армия пробивалась к более открытой местности, и тем самым они обошли врага с фланга. Руперт вполне мог понять намерения своего противостоящего командира, и поэтому он быстро атаковал, используя свою кавалерию и пехоту, прежде чем войска Эссекса смогли должным образом организоваться. Было возможно эффективно мобилизовать роялистскую артиллерию в соответствии с меняющейся боевой обстановкой благодаря наличию многочисленных переулков, пересекающих территорию, которые облегчали движение артиллерийских лафетов, запряженных лошадьми. Однако мушкетеры-роялисты были отброшены от своей первоначальной атаки на то, что стало поворотной точкой поля битвы: Круглый холм.
Роялисты бросили значительную часть своей армии — пехоту, кавалерию и драгунов — на Круглый холм во второй попытке отбросить врага вниз по склону холма. Бои были напряженными, и обе стороны понесли тяжелые потери, но роялистам удалось занять небольшой холм рядом с Круглым холмом. Эссекс усилил своих людей на Раунд-Хилле, и ему удалось предотвратить дальнейшее продвижение врага вверх по склону. Тем временем на правом фланге парламентской армии произошло крупное кавалерийское столкновение. Роялисты теперь разделили свою артиллерию, которая эффективно использовалась в небольших карманах, каждый при поддержке кавалерии.
Сумерки
С наступлением ночи бои продолжались на различных участках поля боя, примечательным событием стало нападение парламентариев на поезд с боеприпасами роялистов. Неразбериха царила весь день. Пересеченная местность и использование живых изгородей для прикрытия артиллерией и мушкетерами с обеих сторон означало, что в некоторых районах поля боя велись ожесточенные бои, в то время как в других районах некоторые подразделения вообще не участвовали в боях.
Когда наступила ночь и бои, наконец, прекратились, роялисты, вероятно, имели небольшое преимущество. Король, присутствовавший лично, но вдали от боевых действий, все еще располагал войсками к западу от Ньюбери и ожидал, что дополнительные войска прибудут из Бристоля в течение 48 часов. Эссекс, с другой стороны, не смог передвинуть свою армию и все еще нуждался в пище для нее. Там, где они находились, также не было много воды. С другой стороны, парламентарии по-прежнему контролировали Раунд-Хилл. С обеих сторон были большие потери.
Безвыходное положение
С рассветом на второй день пришло осознание того, что роялисты не могут продолжать битву. Накануне они израсходовали огромное количество пороха — около 80 бочек — и их боеприпасов было катастрофически мало. Несмотря на то, что король знал, что в остальном время на его стороне, он был вынужден вернуться в свою столицу Оксфорд. Тем временем Эссекс собрал свои различные дивизии и двинулся на восток. Парламентариев время от времени беспокоило странное пушечное ядро роялистов, и один вылет кавалерии Руперта нанес некоторый ущерб левому крылу парламентариев, но в остальном сражение было окончено. Люди и лошади были измотаны с обеих сторон.
Результат битвы, как это часто бывает в более крупных полевых сражениях во время Гражданской войны, был нерешительным. Не в первый раз в конфликте кавалерия роялистов превосходила их, но и в этот раз пехота парламентариев более чем сравнялась с врагом. По сути, Эссекс устранил любую угрозу для Лондона, по крайней мере, на время. Его армия перегруппировалась в Рединге, а затем двинулась к Виндзору. Когда генерал-парламентарий, наконец, вернулся в столицу, его встретили так, как будто он одержал великую победу, а городское ополчение, лондонские обученные отряды, приветствовали как вернувшихся героев. Возможно, Эссекс не был римским триумфом, но, по крайней мере, его стратегическая победа была признана. В очередной раз он добился того, чтобы король и его армия оставались изгнанными из политической и коммерческой столицы его полностью разделенного королевства.
Последствия
Обе осады роялистов в Халле и Плимуте провалились с большими потерями и безрезультатно для людей короля. По мере того как 1643 год подходил к концу, становилось ясно, что по мере того, как война затягивалась, превосходящие ресурсы парламента в конечном итоге сказывались. Еще один важный импульс парламентариям пришел в декабре, когда был заключен союз с ковенантерами Шотландии, которые стремились защитить независимость пресвитерианской церкви там, чему теперь, казалось, угрожала победа роялистов в Англии. 1644 г. станет свидетелем еще одной череды сражений, в том числе двух крупных: битвы при Марстон-Мур в июле и второй битвы при Ньюбери в октябре, первая из которых была победой парламента, а вторая, снова с нерешительным результатом, который обеспечил Гражданские войны в Англии продолжались. Только в 1645 году, когда парламентарии сформировали профессиональную Армию Новой Модели и пришел к власти Оливер Кромвель (1599-1658), стало более очевидным, кто победит в этом кровавом конфликте.
Приглашаю одпписываться на телеграм канал Истории