Понимание причин, лежащих в основе поведения вашего ребенка.
КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ
- Переосмыслите поведение ребенка как общение.
- Определите проблему, лежащую в основе поведения.
- Важно помочь нашим детям выработать устойчивость к стрессу и фрустрации.
Когда мы думаем о поведении нашего ребенка или подростка, мы часто видим поверхностную часть, которую не всегда понимаем до конца.
То есть мы можем видеть неповиновение или неуважение, но что скрывается за этим поведением? Мы можем отреагировать на это гневом, криком, наложением взысканий или лишением привилегий. Легко потеряться в своих эмоциях и поверхностном поведении, а не в невербальном сообщении, которое пытается донести до нас ребенок или подросток.
Как родители, многие из нас судят себя по поступкам своих детей и считают их частью наших слабостей или недостатков. Мы сидим с чувством "маминой вины" или вины в целом, вместо того чтобы сосредоточиться на том, что может быть нужно нашему ребенку.
Мы концентрируемся на попытках управлять поведением или контролировать его с помощью последствий или пытаемся сохранить лицо для окружающих, будь то друзья или родственники. Как родитель, постарайтесь сделать глубокий вдох, переосмыслить поведение ребенка и спросить себя: "Что мой ребенок пытается мне сказать? Что ему нужно?".
Найдите предпосылку
Когда наш ребенок или подросток демонстрирует повторяющееся поведение, самое время переключить внимание с вопроса "Почему моему ребенку трудно" на вопрос "У моего ребенка трудный период; что происходит и как я могу ему помочь?".
Это огромная разница в перспективе. Например, если ваш ребенок постоянно спрыгивает с дивана, подумайте, какую потребность он пытается удовлетворить.
Наше поколение родителей может быстро сказать, что нужно наказать ребенка и взять его поведение "под контроль". Они могут воспринять это как намеренное неповиновение, вместо того чтобы попытаться понять, что наш прыгающий с дивана ребенок, возможно, пытается создать сенсорную регуляцию.
Другой пример - наш подросток, который постоянно пропускает задания. Вместо того чтобы интерпретировать это поведение как "лень", задайте себе вопрос: "Что может способствовать тому, что мой ребенок с трудом выполняет задания и домашнюю работу?".
- Возможно, Ваш ребенок испытывает трудности в обучении, тревожность, плохо концентрирует внимание, нуждается в повторении урока, но стесняется попросить о помощи.
Другими причинами, по которым Ваш ребенок может испытывать трудности, могут быть: плохое слуховое восприятие, тревога при расставании, проблемы с дружбой, социальная тревожность, трудности с управлением временем или расстановкой приоритетов (слабое исполнительное функционирование).
Выявление проблемы
Эти моменты общения с детьми или подростками можно использовать для развития осознанности и навыков.
Например, когда ваш ребенок говорит: "Домашнее задание - это скучно". Повторите фразу, чтобы дать ребенку понять, что вы его слышите, и это подтвердит ваши слова, а также задайте такие вопросы, как: "Какая часть домашнего задания для тебя трудна?". И предложите варианты, поскольку ваш ребенок, возможно, еще недостаточно проницателен, чтобы понять причину скуки домашнего задания:
- Трудно ли вспомнить, что нужно записать задание в блокнот?
- Трудно найти задание после того, как ты его записал?
- Трудно приступить к выполнению задания?
- Трудно работать над заданием до тех пор, пока оно не будет выполнено?
- Трудно сосредоточиться во время работы над домашним заданием?
- Тебя отвлекают собственные мысли или окружающие звуки?
- Нуждаетесь ли он в повторном изучении или повторении понятия?
Каждый из этих вопросов позволяет разложить понятие "скука" на составляющие и дать ему определение и направление. Например, если ваш ребенок испытывает трудности с выполнением заданий, то можно сосредоточиться на поиске соответствующих стратегий.
Это также дает ребенку возможность описать словами то, с чем он борется, а не прибегать к слову "скука", чувствовать себя непонятым, злиться и замыкаться в себе.
Формирование устойчивости к стрессам и разочарованиям
Многие наши дети испытывают трудности с настойчивостью и работой над навыком, заданием, спортом и т.д., требующей времени и практики. Наши дети привыкли к немедленному удовлетворению, которое подкрепляется использованием социальных сетей, покупками в Интернете и поиском ответов на вопросы в Google.
Наши дети сомневаются в важности конкретных задач, таких как убрать постель или вынос мусора. Однако на самом деле мы формируем у них привычный распорядок дня и осознание того, что они могут оглядеться вокруг и обратить внимание на полное мусорное ведро или посуду в раковине.
Мы не осознаем, что, прося ребенка освободить посудомоечную машину или убрать в ванной, мы формируем навыки исполнительного функционирования, такие как последовательность действий, управление временем и ведение мысленного контрольного списка.
Это также помогает нашим детям развивать устойчивость, поскольку они могут планировать свой день или время, определяя, во сколько нужно проснуться, чтобы успеть сделать работу по дому или выполнить домашнее задание до того, как у них появятся свои планы.
Мы также учим наших детей решать проблемы, а не решать их за них. Многие из нас, родителей, хотят снять чувство тревоги или давления у ребенка, найдя для него быстрое решение, вместо того чтобы позволить ему самому справиться с дискомфортом, чувством нервозности и разочарования. Вместо того чтобы предлагать решения, спросите:
- "Как ты хочешь справиться с этой ситуацией?".
- "Что, по-твоему, ты хочешь сделать?".
Вначале ребенок может привыкнуть к тому, что вы сами предлагаете решения, и у него может не быть ответов на эти вопросы. Не поддавайтесь желанию наброситься с ответами, а лучше посидите с ребенком. Смиритесь с собственным дискомфортом, терпя дискомфорт ребенка.
Если бы устойчивость была растением, то именно здесь она бы и росла.
Если ваш ребенок говорит: "Я не знаю", "Скажи мне" или "Исправь это", вы можете сказать:
- "Я рад, что ты делишься этим со мной".
- "Я не знаю, как с этим справиться. Что ты думаешь?"
- "Я знаю, что это трудно. Подумай об этом и дай себе немного времени. Спешить некуда".
- "Я верю в тебя".
- "Ты можешь делать трудные вещи и принимать трудные решения".
Наша роль как родителей не в том, чтобы постоянно делать жизнь наших детей "легкой", "счастливой" или приятной. Наша роль не в том, чтобы все исправить. Наша задача - научить их понимать, что им нужно, вербализовать свои мысли и чувства, а также научить их генерировать идеи для преодоления трудностей или ситуаций, требующих решения проблем.
Нет ничего страшного в том, что ваш ребенок переживает не лучшие моменты жизни, например, когда его не включают в коллектив, когда он не получает желаемую оценку или когда он не находит общий язык с другом.
Пусть они переживают это, пока живут с вами в вашем доме, чтобы вы могли присутствовать, слушать, поддерживать, одобрять и подбадривать.
⚡Подборка статей для родителей.
⚡⚡«Психотерапия Журнал» в Telegram. Будьте в курсе свежих новостей и открытий в мире психологии! ⚡⚡