Найти тему

Что происходит с душой в первые дни после перехода в вечность с православной точки зрения.

Оглавление

А ведь это случится с каждым. С кем-то раньше, с кем-то позже. Одни переходят на новый уровень бытия еще в младенческом возрасте, кому-то предстоит это пережить в глубокой старости, но большая часть из нас переселится в мир иной не добравшись до глубоких морщин, седин, и, сковывающих движение, болезней. Что случится в момент перехода? Каковы будут ощущения и что произойдет с нашими бессмертными душами в дальнейшем?

Вы на православном канале, поэтому я буду говорить о том, во что верим мы. Самое удивительное в том, что знания наши опираются уже не только на веру, но и на многочисленные свидетельства людей, так или иначе сталкивавшихся с предсмертными состояниями.

В этом отношении могу рекомендовать ознакомиться с интересной книгой православного монаха Серафима (Роуза) "Душа после смерти Современные «посмертные» опыты в свете учения Православной Церкви"

Смерть - это не конец жизни. Смерть физического тела - это мгновение перехода на иной уровень жизни. Ибо сказано, что "у Бога все живы" (Лк 20:38). И это новое состояние не вечно. Оно тоже изменится после всеобщего воскрешения всех ранее умерших для Суда. И тогда уже будет определено окончательное состояние. И самое удивительное, что мы получим и некие обновленные тела, наделенные новыми качествами. Отчасти о том, какие качества появятся показывает нам Воскресший Христос, явившийся перед учениками через закрытые двери, и евший пред ними печеную рыбу и сотовый мед, и дававший им осязать Свои раны. (Ин 20:19-28, Лк 24:42,43).

Но остановимся на состоянии, в котором оказывается человек изначально, так сказать, сбросив "телесный скафандр". Как рассказывают люди, пережившие клиническую смерть, некоторые даже не понимают, что с ними что-то произошло, настолько это новое состояние не похоже на их ожидания. Они продолжают слышать, видеть, могут двигаться, но при этом ощущают себя как бы попавшими в некое зазеркалье, и прежде всего потому, что их уже никто не слышит, не видит. Но человек ощущает себя собой! Память осталась, чувства остались, и даже руки и ноги и другие части тела как будто на месте, только ничего не могут схватить, отодвинуть, загородиться от света.

При этом у человека обостряются чувства. Появляется понимание того, чего раньше человек не понимал. Он начинает чувствовать то, что раньше не чувствовал. Как выразился один священник: "Человек сразу поймет, что казавшееся ему важным - на самом деле - ерунда, а то, что действительно важно - он всю жизнь игнорировал. Иначе говоря, человек поймет как ему НАДО БЫЛО жить!" И это ужасно, если человек оказывается совершенно не готов! Какое отчаяние может его постигнуть в тот момент, даже страшно подумать!

Три, семь, сорок дней

Три дня человек пребывает на земле. Ему как будто дается время для того чтобы привыкнуть к новому состоянию и осознать произошедшее с ним. В это время человек может перемещаться по своему усмотрению куда пожелает. И тут можно процитировать Евангелие: "ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Мф 6:21). Поэтому тот, кого ничего не держит на этой земле - может переместиться в Иерусалим ко Гробу Господа, побывать на службе в любом храме земли. Другой же, будет ходить вокруг своего дома, "навещать" близких. Поэтому, думаю, в большинстве случаев умерший находится возле своего тела.

После третьего дня человек, ставший бестелесным духом (1Петра 3:18,19) начинает свое самое главное в жизни путешествие, в котором его сопровождают один или два ангела (один из которых - ангел хранитель, дающийся человеку во время крещения).

-2

Принято считать, что до седьмого дня душе показываются Небесные обители, где человек видит тех, кто прожил жизнь достойно.

А вот с восьмого по сороковой день, душа проходит некий путь, условно названный "мытарствами" (от устаревшего слова "таможня", "сбор пошлин"). Широко известен рассказ о "мытарствах блаженной Феодоры". Этот рассказ связан с историей послушницы преподобного Василия, посмертной судьбой которой заинтересовался ученик преподобного, просивший у Василия поведать ему: что стало с Феодорой. После молитв Василия, Господь во сне дал Григорию увидеть Феодору, поведавшую ему о том, какой путь ей пришлось пройти.

И она рассказала, что на пути ей встречались бесы, предъявлявшие душе свои претензии, заявляя на неё свои права. В данном рассказе встречи с духами злобы представлены в виде нескольких остановок. И на каждой такой остановке духи злобы исследуют душу на наличие определенных грехов (или пристрастий, наклонностей). Таких остановок названо 20:

от празднословия до жестокосердия. (Празднословие, ложь, осуждение и клевета, чревоугодие, леность, воровство, сребролюбие, лихоимство, неправды, зависти, гордости, памятозлобия, гнева, убийства, колдовства, блуда, прелюбодеяния, садомского греха, ересей, жестокосердия), которые Феодоре пройти молитвы святого Василия

"Сказав это, он вынул из-за пазухи золотой мешочек, весь полный, как я думала, чистым золотом, и отдал его святым Ангелам, сказав: «Когда будете проходить воздушными мытарствами и лукавые духи начнут истязывать эту душу, выкупайте ее этим из ее долгов; я по благодати Божией богат, потому что много сокровищ собрал себе своими трудами, и дарю этот мешочек душе, служившей мне»"
-3

Здесь не сказано, что Ангелы платили монетами, как иногда любят перевирать враги бессмертия души. Здесь использован некий понятный людям образ. И вообще, надо думать, что всё это повествование может быть наполнено символами. Ясно одно, что с восьмого по сороковой день душе тяжело, и она нуждается в молитвенной поддержке близких.

Каким образом душа проверяется на наличие тех или иных пристрастий, грехов - мы узнаем в свое время. Ясно одно: в Царство Небесное не войдет ничто нечистое (Откр 21:27). Другой образ, который мы встречаем в Евангелии - это "брачные одежды". Человека без соответствующих одежд на "брак Агнца" не пустят, а связав руки и ноги выкинут "во тьму внешнюю" (Мф 22:13). По толкованию некоторых святых отцов "Брачные одежды" - это праведность.

сравните: "Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.   Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,  и обув ноги в готовность благовествовать мир;   а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие". (Ефес 6:13-17)

Страсти

Выше приведена ссылка на статью, посвященную нашим мучителям - и это не бесы, это наши страсти. Вкратце повторю мысль, высказанную ранее.

Люди, далекие от веры, иногда неверно понимают религию - видя в ней исключительно систему запретов или даже некий магазин по продаже "треб" и свечей. Но это не так. Христианство и Церковь - это про другое! Христианство и Церковь - это про спасение человека! И только про спасение! Спасение от вечных мучений, которые не Бог устраивает людям, а они сами, взращивая в себе страсти!

Всем ведь известно, как может разгоняться гнев, или обида, или ненависть, начавшись с малейшего повода, и доходя до неимоверных размеров. Люди сходят с ума, совершают преступления под воздействием разгоревшейся страсти. Гнев, обида, ненависть - наиболее показательные в этом отношении, но ими только этот список не ограничивается. И вот даже на земле в теле человек может доходить до умопомрачения под воздействием разгоревшейся и разросшейся страсти. Но на земле страсть может погаснуть. И в этом нам помогает много разных факторов: усталость, наступившая ночь, когда человек ложится спать и наутро встает "оствышим", страсть может быть удовлетворена (пьяница может выпить, гневливый может избить кого-то и успокоиться и т.п.). Когда же мы сбросим "телесные скафандры" то страсть уже ничто не сможет остановить, и она будет разгораться и разгораться. К чему это приведет? "Плачу и скрежету зубов" (Мф 8:12), как минимум. А может быть и к состоянию, названному "огнем неугасимым" и "червем неумирающим" (Мк 9:44)

-4

Бог же говорит: Вам это не нужно! Избавляйтесь от страстей здесь, пока вы способны это сделать. "Примирись с соперником скорее" (Мф 5:24-26), "прости врага, а в идеале полюби его" (Мф 5:44), "оставь всё земное", "ищи Небесного" (Мф 6:33). Не упивайся вином, не прелюбодействуй, "будь в мире, если возможно, со всеми" (Рим 12:18). А Я оставляю Церковь Свою, которая поможет тебе на этом пути. Ведь в Церкви мы можем обнулить свои списки грехов через таинство покаяния, и получаем укрепляющую благодать в таинстве евхаристии.

Нам всем нужен Спаситель! Всем без исключения! Но нужно работать над собой! Нужно всеми силами стараться избавиться от страстей, которые станут мучить нас, если мы не избавимся от них.

Наша задача, которую ставит перед нами Христос: работать над собой, чтобы оказаться как можно более подготовленными к Вечности. И еще мы знаем, что этот путь невозможно пройти без помощи свыше! Поэтому друзья, читайте Евангелие, идите в Церковь, становитесь частью Христова Тела, работайте над собой! Не останавливайтесь. Ведь мы не знаем, сколько осталось времени у каждого из нас.

Александр

-5

===================================================

Дабы добавить мотивации автору, воспользуйтесь реквизитами для поддержки православного канала