Найти тему
Хроника христианина

Ватикан и Холокост. Позиция евреев

Наиболее дебатируемый вопрос новейшей истории в ходе христианско-иудейской дискуссии – это то, в какой степени христиане и Церковь несут вину за Холокост.

В 2014 году папа Римский Франциск был намерен открыть исследователям доступ к секретным документам 1930-х - начала 1940-х годов, связанным с темой Холокоста. Об этом тогда писала газета "НГ-Религии" и сообщала британская Sunday Times.

Опубликовать данные о действительных взаимоотношениях Святого Престола и руководства нацистской Германии еврейские организации требуют на протяжении уже нескольких десятков лет. Память о понтифике Пие XII, обошедшем молчанием уничтожение евреев, осложняет отношения Израиля и Ватикана. Критики Церкви говорят о Пии как о "гитлеровском понтифике", верующие - в связи с другими обстоятельствами - настаивают на канонизации этого Папы.

Папа Пий XII. Святой подвижник? Или жесткий прагматик, замалчивавший преступления нацистов? Фото Libreria Editrice Vaticana
Папа Пий XII. Святой подвижник? Или жесткий прагматик, замалчивавший преступления нацистов? Фото Libreria Editrice Vaticana

Вице-президент Всемирного еврейского конгресса Рональд Лаудер с воодушевлением встретил известие об открытии архивов. "Это потрясающая новость, если сведения верны. Открыть архивы очень важно, чтобы прояснить факты прошлого. Папа Франциск - большой друг еврейского народа", - сказал он.

По словам аргентинского раввина Абрахама Скорки, друга нынешнего Папы, понтифик мечтает о совершении совместной с иудеями молитвы на Святой земле, что показало бы всему миру готовность двух религий к сближению. Решение об открытии архивов может быть как раз приурочено к поездке главы Ватикана на Святую Землю, которая была намечена на май 2014 года.

***

Как считают сами евреи (а ознакомится с их мнением в этом вопросе, крайне необходимо для понимания "цугцванга" в который попал папа Франциск) - тема Холокоста, принципиально не должна отрываться от темы антисемитизма, являющегося его изначальной первопричиной. А антисемитизм в своей исторической основе, имеет традиционно-христианскую теологию (см. книгу Элиэзер Беркович под названием "Вера после Катастрофы)

Теперь, что касается роли и "преступлений" папы Пия XII (как их понимают евреи)

В 1942 году геноцид еврейского народа был уже в разгаре. Личный представитель американского президента запросил государственного секретаря Ватикана о том, есть ли у папы какие либо предложения о мерах по мобилизации общественного мнения цивилизованного мира против нацистского варварства. В официальном ответе было сказано, что сообщения о действиях против евреев достигли Ватикана, но подтвердить их не оказалось возможным. Другое важное лицо намекнуло, что папа полон беспристрастной любви ко всем народам и именно поэтому вынужден вести себя с большой сдержанностью.

В апреле 1944 года, когда решалась судьба четырехсот тысяч венгерских евреев, великий папа по-прежнему хранил мудрое молчание. Венгрия - в основном католическая страна. Если бы Ватикан занял тогда твердую позицию, многое можно было бы сделать. Подпольный Комитет беженцев прямо попросил папу вмешаться: объявить, что участники депортации евреев в лагеря смерти будут отлучены от церкви. Уклончивый ответ был послан регенту Венгрии с двухмесячным опозданием ...

Незадолго до праздника Песах 1942 года один уважаемый раввин обратился к архиепископу Словакии, с которым был знаком в лучшие дни, с просьбой повлиять на Тиссо - его бывшего личного секретаря. Раввин говорил только об угрозе депортации. Архиепископ же, с характерной христианской любовью, решил просветить его насчет истинной судьбы, ожидавшей евреев в Польше: "Это не просто депортация. Там вы не умрете от голода и лишений, там они (немцы. - Э.Б.) убьют вас всех, старых и молодых, женщин и детей, всех в один день. Это наказание вам за смерть нашего Спасителя. Вам остается только одна надежда: всем перейти в нашу религию. Тогда я добьюсь отмены этого указа".

Осенью 1944 года Вайсмандель вместе со своей семьей и сотнями других евреев оказался в пересыльном лагере перед отправкой в Освенцим. Вайсмандель сбежал, и ему удалось добраться до резиденции папского нунция. Он описал его преосвященству условия, в которых жили люди в лагере, и попросил представителя Ватикана немедленно вмешаться в планы Тиссо. Нунций ответил: "Сегодня воскресенье. Ни я, ни отец Тиссо не занимаемся в святой для нас день будничными делами". Когда потрясенный Вайсмандель сказал, что смерть детей отнюдь не будничное дело, священник заявил: "Не существует невинных еврейских детей. Все евреи виновны. Вы должны умереть. Это наказание за ваш грех" (убийство Иисуса Христа).

Итак, Гитлер считал, что "евреи виновны" по расовым соображениям, архиепископ и папский нунций - по религиозным. На практике все сводилось к одному: убийствам. Да, не все христиане так думали. Но многие высокопоставленные сановники церкви разделяли эти убеждения и способствовали тому, что "божьи слуги" превратились в активных пособников злодеев.

Как считают евреи - такое отношение к судьбе народа отняло у христианской церкви право претендовать на духовное руководство народами.

P/S. Религиозно-мировоззренческая суть духовной проблемы - как она видится евреями.

"Ясно, что западная цивилизация - это в основном христианская цивилизация. С духовной точки зрения Катастрофа - скорее крах христианства чем еврейства. Не приходится сомневаться, что без вековечной ненависти, проклятий, унижений, преследований, которые обрушивались на еврейский народ в христианских странах, Катастрофа не была бы возможна. Такие громадные ресурсы ненависти просто не могли накопиться в первоначально небольшой группе нацистов. Гитлер был прав, когда на встрече с двумя представителями высшего духовенства в апреле 1933 года объявил, что "он всего лишь хочет более эффективно осуществить то, чего так долго добивалась церковь". Он утверждал, что, преследуя евреев, "служит общему делу". И трудно было ему возразить.

Нам, евреям, совершенно неинтересен волнующий христиан вопрос о том, кто казнил Иисуса. Очень многих хороших людей убивали на протяжении истории. Сотни тысяч благороднейших, невинных людей погибли в христианских странах. Но Иисус был для христиан Богом. Что ж, каждый может верить в своих богов. Но довольно нагло требовать, чтобы все народы верили в христианского бога. Навязывать другим свои догмы - варварство. Преследовать людей за то, что они осмеливаются иметь другую веру, - жестоко. Не существует убеждений, которыми оправдывают бесчеловечность. Обвинение в убийстве Христа - позор христианства. Он не смоется до тех пор, пока церковь полностью не снимет свои обвинения.

Был один святой христианин, который понимал это, - папа Иоанн XXIII. Перед смертью он составил молитву для чтения во всех католических церквах. Он назвал ее "Акт раскаяния":

"Мы сознаем теперь, что многие века были слепы, что не видели красоты избранного Тобой народа, не узнавали в нем наших братьев. Мы понимаем, что клеймо Каина стоит на наших лбах. На протяжении веков наш брат Авель лежал в крови, которую мы проливали, источал слезы, которые мы вызывали, забывая о Твоей любви. Прости нас за то, что мы проклинали евреев. Прости нас за то, что мы второй раз распяли Тебя в их лице. Мы не ведали, что творили".

Папа Иоанн XXIII умер прежде чем успел ввести эту молитву в литургию. Она закопана теперь в архивах Ватикана. В тот день, когда ее станут читать с амвонов, появится надежда на духовное исцеление христианства".

ПО ТЕМЕ:

по материалам:

ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 129/2014-01-29