Сейчас корпоративная культура Google или Yandex выглядит как утопия. В офисах этих компаний хочется жить, а не просто проводить 8 рабочих часов и час перерыва. Как это может быть связано с корпоративным мошенничеством?
Я искренне убеждена, что в том случае, когда у сотрудника нет мотива искать иную выгоду для себя в этом мире – а это не только использование лазеек в корпоративных процессах, способ работать меньше и получать такую же зарплату или совмещать работу в нескольких местах – можно выдохнуть и в целом просто кайфовать от бизнеса.
В идеальном мире у сотрудника больше нет желания искать другую работу, он живет лучшую жизнь: классный поддерживающий коллектив, время на развитие и новые курсы за счет компании, хорошая заработная плата, белая, конечно же, социальный пакет, в котором фитнес, такси, скидки, корпоративы, бонусы, как все упомнить…
Правда в этот момент возникает вопрос: а как собственнику создать такую маржинальность бизнеса, чтобы спонсировать корпоративную жизнь? Пока для меня это не ясно, но поделюсь парой идей:
1. Неоценимые области. Есть ряд направлений, которые не очень прозрачны и зачатую оценить реальную стоимость продукта не выйдет. Реклама блогов, курсы по дыханию маткой, курс медитаций. Пока это все еще растущий рынок, можно дышать. Команды растут, доказательная база как в медицине – вроде есть, но и гомеопатия была, есть и будет.
2. Направления бизнеса, которые дают экономический эффект от внедрения. Часто речь про оптимизацию процесса и замещения 100 сотрудников call центра на ассистента Chat GPT. Бизнесов, которые используют традиционные бизнес-процессы – миллионы. За счет этого можно расти, потолок роста и предел насыщения рынка еще нескоро, лет пять-десять. Сюда я отношу ИТ.
3. Новые направления бизнеса. Аренда самокатов, доставка еды, благослови эти сервисы. Что-то будет и дальше, посмотрим.
4. Области вне зоны моего знания. Наверняка есть приложения, сервисы B2B, которые тоже пушка-бомба, но я не знаю про них в силу специфики своих интересов и знания.
Возвращаясь к вопросу про аудит процессов, про выявление или не выявление мошенничества. В корпоративной культуре, где ценность – это эффективный крутой классный процесс – не надо даже тратить сил на борьбу со фродстерами. Система сама их зачистит.