Хотелось бы сказать, что любовь к детективам началась с это книги, но к чему врать. Она началась с экранизации, Советского фильма 1986 года «10 негритят» Станислава Говорухина. Мне было около 6 лет. Не подходящий возраст для такого фильма. Но, пробабушка в деталях не разбиралась, а я очень хотела посмотреть фильм с Абдуловым. Представьте себе ужас и разочарование, когда на десятой минуте тот самый герой Абдулова умирает (упс, спойлер). Но смотреть я продолжила, хотя других актеров не знала. Атмосфера триллера и интрига доступны даже шестилетнему ребенку. Потом, уже в подростковом возрасте, была прочитана, и с тех пор не раз перечитана книга. Как и все детективы Агаты Кристи, она написана суховатым языком классического детектива, без погружения в душевные метания героев, без излишнего психологизма и драмы на пустом месте. Это идеальный герметичный триллер-детектив, где все герои должным образом представлены читателю, проведены по собственным сюжетным линиям, изобретательно, но не фантастически умерщвлены, где в конце нам объясняют, как и зачем преступнику удалось провернуть свое черное дело, где каждая деталь обретает свое место.
Моя новая история с этом романом началась недавно, со спектакля. В театре Табакова на Серпуховской идет детектив «И никого не стало». Я хожу на все детективы, которые появляются на сцене, в том числе, потому что слишком примитивна для серьезных театральных постановок и больше всего боюсь попасть на что-то экспериментальное. Стоит упомянуть, что книга была написана в 1939 году и в ней все 10 упомянутых героев убиты, а позже сама Агата Кристи написала пьесу, чуть сгладив финал, и оставив в живых кое-кого. Пьеса называется «И никого не стало», что так же попытка отойти от первоначального не толерантного названия «10 негритят». Позже, в Америке, она получила очень-очень не обидное название «10 маленьких индейцев», наглядно продемонстрировав, кого им там на самом деле не жалко, и окончательно утвердилась с уже совершенно нейтральным «10 маленьких солдатиков». Ну так вот, пьесу я не читала. Было очень интересно, кого, а главное, как, леди Агата оставила в живых, поэтому на спектакль я шла с удовольствием. Получилось интересно. Финал для меня вышел неожиданным, актеры на высоте, декорации вообще выше всяких похвал.
После спектакля я решила освежить для себя книгу, как обычно получила огромное удовольствие, в том числе от позабытых деталей.
Если сжато: 10 незнакомцев прибывают на изолированный остров. Все они в прошлом совершили смертный грех, и каждый за это поплатится собственно жизнью. Только кто-то тихо-мирно, а кто-то, по мере убывания людей на острове, познав всю силу собственного страха. Все убийства ранжированы по степени вины героев, какой эту вину видел убийца.
После спектакля и книги остановиться было уже невозможно, и я решила посмотреть почти все экранизации. Начну в хронологическом порядке.
Первая экранизация – Американская, 1945 год. «И никого не стало».
Это потрясающая вещица. С первых кадров, понимаешь, что попал на водевиль, где вместо песен будут убийства. Как именно пришло в голову наделить это произведение такой очаровательной легкостью, милыми шуточками в стиле комедии положений (например, у героев в доме на острове общие ванные комнаты, одна на пару человек, что не может не приводить к гегам). А еще музыка… Восторг! В общем, в качестве экранизации это конечно ужас и кошмар, но как пример кинематографа того времени, со всеми характерными чертами (говорящие взгляды прямиком из немого кино, особенности актерской игры и элементы комедии), это конечно стоит посмотреть. Мне вот очень даже понравилось. Хотя странно думать, что за пару лет до этой милой поделки была снята «Касабланка». Несмотря ни на что, мне понравился Ломбард, да и Вера, довольно органично смотрится.
Вторая экранизация – Германия-Франция-Испания 1974 «10 негритят».
Действие перенесено в пустыню, в отель. Ну, тут сложно высказаться однозначно о том, что именно плохо. Вроде бы и все, а вроде бы и Шарль Азнавур играет, уже не плохо… Но все же, все плохо. Это просто очень нудное, совершенно проходное кино, где Азнавур очаровательно спел. Но, учитывая, что он играет условного Мастерстона (героя которого убивают первым), дальнейшее действие теряет смысл. А еще актеры не попали в роли совершенно. Так как фильм «по мотивам», почти все имена героев изменены, отчего в голове возникает дикая путаница, а участвовать в ее распутывании желания не возникает.
Третья экранизация – СССР «10 негритят» Мини-сериал (2 серии).1986.
Это прям экранизация. 10 человек приехали – 10 трупов вынесли, все по тексту. Фильм отличный. Про его достоинства есть и будут статьи получше моей. Напишу про свежие впечатления сразу после прочтения романа. Во-первых, в книге есть еще один герой – дом, в котором происходят основные события. Это новый, современный дом. Он светлый, просторный, не страшный. Это не дом с привидениями и скрипящими лестницами, купленный подешевке у сомнительной личности, что умчалась прочь, едва схватив деньги. Нет, сэр! Это дом для вечеринок и отдыха, построенный для знаменитой актрисы. И все же, он становится страшным, по мере того как пустые комнаты заполняются трупами. Так вот, в фильме дом изначально старый и пугающий. Камень, темное дерево, скрипы, все как не надо. Актеры все хороши. Особенно, конечно, Абдулов. Он так хорошо сыграл этого обаятельного пр*ду*ка Мастерстона, особенно если помнить про ранжирование по степени вины. Ну, к чему такого человека наказывать страхом, он же просто не способен ни понять, ни искупить свою вину. Не очень понравился Ломбард. Может дело вкуса, я его не так представляла по описанию в книге. Но он идеально сочетается с другими актерами, а в такой камерной постановке коллектив важнее личности. Эпизод с воспоминаниями Ломбарда и его толи проснувшейся совести, толи затаенного страха мести, выглядит устаревшим. Вера - бодрая особа, что довольно странно, она ведь умирает «последней». Вообще, акценты в характерах героев расставлены немного не так как в книге, но это совершенно не мешает просмотру. Я этот фильм воспринимаю в целом как очень атмосферный триллер максимально близкий к источнику.
Четвертая экранизация – «10 маленьких индейцев» 1989.
Есть фильмы, которые так плохи, что даже хороши. Это не такой фильм. Он ужасен от титров до титров. Если Германо-Испанская картина просто скучна, то этим фильмом можно пытать полит заключенных. Действие происходит в Африке, на сафари. Я только разок упомяну, что все декорации, героини, герои, палатки в которых они проживают, и каждый предмет быта выглядят как дешевые прости*у*ки. Несмотря на классическое название, конец здесь как у пьесы. Я готова была пасть на колени и кричать: «За что!?».
Пятая экранизация – «И никого не стало». Мини-сериал (3 серии) 2015.
Великолепная экранизация британцами британского романа. Даже не ожидала. Что характерно, финал не соответствует названию. Я-то надеялась разгадать, наконец, тайну пьесы, а то они там то вдвоем выживают, то по полтора. Но нет, финал классический, книжный. Не очень понравился доктор, слишком активный, в отличие от своего книжного прототипа. Очень понравился генерал. В том числе и потому что его играл Сем Нил, ранее известный как Омен. Мне кажется, он единственный воплотил в себе настоящее желание убийцы. Не просто запугать жертву, а принять неизбежное, принять свой грех и понести за него наказание. Из недостатков – немного затянуто. Вот, все же хронометраж Советского фильма был идеален. Все персонажи раскрыты, хотя некоторые флешбеки были до-смешного малюсенькими. Например, у доктора и у Ломбарда. Хотя, с ними, наверное, и так все ясно, что там копаться. Из великолепного - Ломбард. Это важный персонаж: смелый, решительный, обаятельный, единственный человек честный перед самим собой и остальной компанией. Он мерзкая сволочь, беспринципный солдат удачи. Он – животное, которое ищет спасения и не может, как генерал, принять наказание. Актер сыграл просто замечательно. Передо мной был именно тот, енижный, Виктор Ломбард, Вера Клейтон - еще лучше. Отличная актриса и прекрасно сыгранные персонаж. Надломленная, но слишком умная чтобы просто взять и умереть. Из недостатков – совершенно не запоминающаяся музыка. Она просто никакая. А еще мисс Бернс, достойная представительница рода классических «религиозно-нравственных» фанатичек. Всего 3 секунды экранного времени, один эпизод – и вот она уже старая извращенка. Это было лишнее, ее образ тут же поменял свою направленность и очень даже зря. Теперь судья… Наш лучше. Хотя Чарльз Денс тоже очень даже ничего себе (это тот, что играл злодея в фильме «Последний герой боевика»), но Зельдин его переиграл. Правда он и саму смерть в затруднительное положение ставил, шутка ли 101 год прожить, так что Чарльз Денс, извини уж.
Есть и другие фильмы. Но это уже откровенные «по мотивам» и Индийские, которые я, скорее всего, не потяну. Не хочу рисковать.
Ссылка на статью "Убийство в Восточном экспрессе": https://dzen.ru/a/ZVDVz3wybxGYwWrn