Примерно в 5 км от подмосковного города Истра располагается село, от названия которого веет чет-то довольно глухим - Полевшина. В целом ощущения и воображение не подводит - село небольшое, а дорога, сюда ведущая, сегодня упирается в тупик. До постройки Истринского водохранилища через эти места проходил Клинский большак - тракт, соединяющий нынешнюю Истру, а тогда Воскресенск, с Клином, но после постройки плотины и превращения реки Истры в широкое водохранилище, трасса исчезла.
Меня привело в Полевшину любопытство и желание познакомиться с главной достопримечательностью села - старинной Казанской церковью. Её неплохо прославил Антон Чехов, гостивший в расположенной не далеко отсюда усадьбе Бабкино (недавно я писал про неё, ссылка будет в конце статьи), а в соседней деревне Максимовка (сегодня не интересной, там одни коттеджи) одно время снимал угол Исаак Левитан, приезжавший на Истру рисовать (позже он тоже перебрался в Бабкино).
Так как же прославил Антон Павлович Казанскую церковь в Полевшине?
Дело в том, что во времена Чехова отдельного прихода тут не было из-за малочисленности населения. Храм был приписан к другой церкви и служили здесь один раз в год - летом, на день Казанской иконы , то есть на престольный праздник. На службу приезжала и семья Чеховых.
Вообще Чехов с Левитаном и братьями (в Бабкино гостили всей семьёй) часто бывал в Полевшине во время прогулок и охоты. Стоящий в глуши почти никогда не работающий храм вдохновил Антона Павловича на написание рассказов "Ведьма" и "Недоброе дело". Я перечитал рассказы - и правда места действия напоминают по описанию и атмосфере Полевшину.
Также Чеховы описывали в воспоминаниях, как в Бабкино (до него напрямую несколько километров через реку Истру) были слышны по ночам унылые звуки полевшинского колокола, когда сторож звонил часы, разносившиеся по округе. Представляете, какие философские и даже мистические мысли могли возникать в такой обстановке, особенно ночами?)
Сегодня голос полевшинских колоколов не услышать - колокольня храма, значительно пострадавшего в 20 веке за годы советской власти, только восстанавливается.
Зато чего не отнять - это ароматов луговых трав и стрекотания насекомых в них. Ах, лето! Уходить-уезжать не хочется! Кажется, это вовсе не луг, а палитра Левитана, и ты погружаешься в неё полностью.
Полевшина упоминается ещё во времена Ивана Грозного. Тогда село называлось более вкусно - Малинки. Ух добавить бы к ароматам трав ещё лесной дикой малины... Вот была бы красота!
С 16 по 18 века этими местами владели бояре Полевы - древний род, потомки смоленских князей, пару раз в 18 веке учавствовавшие в заговорах против российских самодержцев.
До революции в подклете храма размещалась усыпальница Полевых с шестью белокаменными резными гробницами, но 20 век они не пережили.
Хотя когда смотришь на фундаменты различных церковных пристроек разного времени, так и думаешь, что вот-вот и найдётся что-нибудь белокаменное, времён Грозного...
В конце 17 веке в Малинках на средства владельца села, Михаила Ивановича Полева, возвели деревянную Казанскую церковь. В 1692 году стараниями его сына, Фёдора Михайловича Полева, начато строительство каменного храма. Сюдя по стилю, а это модное в то время московское барокко, Полевы решили в своей вотчине "не отставать от столицы" и строить, что называется "с размахом".
Строительство шло около 20 лет - главный, Казанский, престол освятили только в 1704 году - зато вышло и правда "с размахом". Храм получился двухэтажным - на втором этаже расположился как раз главный, Казанский, престол, а внизу - Никольский престол и усыпальница Полевых.
Сегодня в верхнем храме проводятся службы, в него нужно подниматься по довольно крутому крыльцу.
После Полевых, с середины 18 века до 1917 года, Полевшина сменила нескольких владельцев. Здесь хозяйствовали Салтыковы, Щербатовы и другие более или менее известные помещичьи фамилии. Последними владельцами усадьбы (от которой сегодня не осталось и следа, а из всего усадебного комплекса лишь храм) с конца 19 века по 1917 год были братья Ф.Г. и Ю. Г. Карповы - племянники знаменитого фабриканта Саввы Тимофеевича Морозова.
Может быть их, а также Чехова и Левитана, помнит и этот клён на территории храма.
В середине 19 века отдельный приход в Полевшине был ликвидирован. Служить здесь стали лишь изредка. Таким храм был и при Чехове (на фото 1890 года можно посмотреть, как он выглядел тогда внешне).
В чеховской "Ведьме" упоминается такой же, "разжалованный" храм, в штате которого остались лишь дьячок с женой. Правда в 1908 году Казанская церковь вновь стала самостоятельной, но Антон Павлович уже этого не застал.
Проработала она недолго - в 1935 году её закрыли. Усыпальницу Полевых осквернили, надгробия и гробницы вынесли и они потерялись, колокольню разрушили, забор вокруг храма тоже сломали. В бывшей церкви работали то столярная мастерская, то склад, то зернохранилище.
С конца 1990-х годов Казанская церковь в Полевшине снова действует и реставрируется.
Любителям отдохнуть от города и с лихвой окунуться в подмосковную природу рекомендую приехать сюда своим ходом. Автобусы от жд-станции Истра Рижского направления сюда ходят редко, и у вас точно будет несколько часов, чтобы проникнуться этим дивным, красивым и тихим местом. Полюбоваться храмом и окрестными пейзажами.
Про Чехова и Левитана в Бабкино:
Рядом ещё один прекрасный тихий Подмосковный уголок - Троицкий погост со старинной деревянной Сергиевской церковью, редкой для этих мест.
Я был там летом:
И в золотую осень:
Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал. Надеюсь, дальше будет только интереснее!
Отдельное спасибо, что дочитали до конца!