С чего начинать изучение Максима Горького в Нижнем Новгороде? Да прямо с рождения. Благо, место его определено.
Метрическая запись в книге церкви Варвары Великомученицы:
«Рожден 1868 г. Марта 16, а крещен 22 чисел, Алексей; родители его: Пермской губернии мещанин Максим Савватиевич Пешков и законная его жена Варвара Васильевна, оба православные».
Даты, разумеется, приведены по старому стилю, по юлианскому календарю. Кстати, на мемориальной табличке, прибитой к главному дому усадьбы Кашириных, дата дана уже по новому стилю (григорианскому календарю).
«Здесь… родился». А, собственно, где «здесь»?
В 1864 году старшина красильного цеха Василий Каширин (дед Горького, кто читал «Детство», тот знает) купил на Ковалихинской улице землю и затеял строительство усадьбы.
Усадьба включала деревянные на каменном фундаменте дом и флигель. Дом выходит фасадом на улицу. Флигель расположен в глубине двора. Сегодня это адреса Ковалихинская 33 и 33А.
Дом построили двухэтажный. В нем, кроме собственно, жилых помещений семьи Кашириных имелась доходная квартира (то есть сдаваемая внаем) и магазинчик для мелочной торговли.
Во дворе дома отстроили флигелек. На втором этаже, как я понимаю, были жилые комнаты. На первом скорняжно-красильная мастерская. Видимо, в комната витал крепкий душок.
Вот в этом флигельке и родился будущий писатель, а тогда еще просто мальчонка Алеша Пешков.
Почему не в главном доме? Ну, тут уж виноваты дела семейные. Мать Алеши вышла замуж «самокруткой», то есть без родительского благословения.
Максима Савватеевич Пешков был из цеховых Пермской губернии. Трудная жизнь забросила его в Нижний, где он работал краснодеревщиком. Между прочим, неплохая специальность – выделка вещиц из драгоценных пород дерева.
Однако Максим не подходил ни самому Василию Каширину, ни его сыновьям. Ну, с сынами понятно – им вообще бы никто не подошел. Они люди жадные, выделять из своего наследства приданное сестре им жаль. А вот дед Каширин?
Но куда ж денешься? Тем более, что дочь хоть и в самокрутном, но законном замужестве уже беременна. Скрепя сердце, старый хрыч пустил зятя с дочерью к себе. Но не в главный дом, а во флигель.
Но вернемся к записи в церковной книге. «а крещен 22 чисел» в церкви Варвары Великомученицы. Где же она? Да вот стояла на этом самом месте:
Молодые нижегородцы узнают КЗ «Юпитер», старые скажут: Партпрос (дом партийного политпросвещения). Да и улица, скажут те что постарше, не совсем Варварская, а Фигнер. Но нет, в XIX веке, как и сегодня это улица Варварская – по названию церкви.
Если бы Варварскую церковь не снесли, она была бы одной из старейших церквей города. Деревянная церквушка близ Черного пруда известна с XVI века. Она находилась между двумя концентрическими линиями валов: малым, что шел по улице Пискунова и большим, приблизительное местоположение которого отмечает часовенка на той же Варварской улице.
В 1757 году вместо не раз перестроенной деревянной возводится однокупольная каменная церковь. Позже к ней пристроили трапезную, колокольню. К ее приходу принадлежало семейство Кашириных.
Церковь работала до 1930-х годов. Тогда в репрессии причт церкви попал под статью, церковь закрыли. Ну а в 1958 году и вовсе разобрали на кирпичи.
От дома Кашириных до церкви всего-то 500 метров по улице Ковалихинской. Шло ли семейство пешком? Возможно. Хотя в весеннюю слякоть тащить закутанного младенца не так легко. Да и шло ли всё семейство? Например, шел ли сам дед Каширин? Бог его знает.
Вскоре Василий Каширин был вынужден продать усадьбу и переехать в дом у начала Успенского съезда. Ныне он известен как домик Кашириных. И хорошо описан в «Детстве» Горького. Но о нем в следующий раз.