Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

Горький в Нижнем. Ковалиха и Варварка

С чего начинать изучение Максима Горького в Нижнем Новгороде? Да прямо с рождения. Благо, место его определено.

Метрическая запись в книге церкви Варвары Великомученицы:

«Рожден 1868 г. Марта 16, а крещен 22 чисел, Алексей; родители его: Пермской губернии мещанин Максим Савватиевич Пешков и законная его жена Варвара Васильевна, оба православные».

Даты, разумеется, приведены по старому стилю, по юлианскому календарю. Кстати, на мемориальной табличке, прибитой к главному дому усадьбы Кашириных, дата дана уже по новому стилю (григорианскому календарю).

Мемориальная доска на доме 33 по ул. Ковалихинской.
Мемориальная доска на доме 33 по ул. Ковалихинской.

«Здесь… родился». А, собственно, где «здесь»?

В 1864 году старшина красильного цеха Василий Каширин (дед Горького, кто читал «Детство», тот знает) купил на Ковалихинской улице землю и затеял строительство усадьбы.

Усадьба включала деревянные на каменном фундаменте дом и флигель. Дом выходит фасадом на улицу. Флигель расположен в глубине двора. Сегодня это адреса Ковалихинская 33 и 33А.

Главный дом усадьбы, в которой родился Максим Горький.
Главный дом усадьбы, в которой родился Максим Горький.

Дом построили двухэтажный. В нем, кроме собственно, жилых помещений семьи Кашириных имелась доходная квартира (то есть сдаваемая внаем) и магазинчик для мелочной торговли.

Во дворе дома отстроили флигелек. На втором этаже, как я понимаю, были жилые комнаты. На первом скорняжно-красильная мастерская. Видимо, в комната витал крепкий душок.

Вот в этом флигельке и родился будущий писатель, а тогда еще просто мальчонка Алеша Пешков.

Флигель во дворе усадьбы Кашириных на Ковалихе.
Флигель во дворе усадьбы Кашириных на Ковалихе.

Почему не в главном доме? Ну, тут уж виноваты дела семейные. Мать Алеши вышла замуж «самокруткой», то есть без родительского благословения.

Максима Савватеевич Пешков был из цеховых Пермской губернии. Трудная жизнь забросила его в Нижний, где он работал краснодеревщиком. Между прочим, неплохая специальность – выделка вещиц из драгоценных пород дерева.

Однако Максим не подходил ни самому Василию Каширину, ни его сыновьям. Ну, с сынами понятно – им вообще бы никто не подошел. Они люди жадные, выделять из своего наследства приданное сестре им жаль. А вот дед Каширин?

Но куда ж денешься? Тем более, что дочь хоть и в самокрутном, но законном замужестве уже беременна. Скрепя сердце, старый хрыч пустил зятя с дочерью к себе. Но не в главный дом, а во флигель.

Но вернемся к записи в церковной книге. «а крещен 22 чисел» в церкви Варвары Великомученицы. Где же она? Да вот стояла на этом самом месте:

Концертный зал «Юпитер» он же Партпрос на улице Варварской.
Концертный зал «Юпитер» он же Партпрос на улице Варварской.

Молодые нижегородцы узнают КЗ «Юпитер», старые скажут: Партпрос (дом партийного политпросвещения). Да и улица, скажут те что постарше, не совсем Варварская, а Фигнер. Но нет, в XIX веке, как и сегодня это улица Варварская – по названию церкви.

Если бы Варварскую церковь не снесли, она была бы одной из старейших церквей города. Деревянная церквушка близ Черного пруда известна с XVI века. Она находилась между двумя концентрическими линиями валов: малым, что шел по улице Пискунова и большим, приблизительное местоположение которого отмечает часовенка на той же Варварской улице.

В 1757 году вместо не раз перестроенной деревянной возводится однокупольная каменная церковь. Позже к ней пристроили трапезную, колокольню. К ее приходу принадлежало семейство Кашириных.

Церковь Варвары Великомученицы.
Церковь Варвары Великомученицы.

Церковь работала до 1930-х годов. Тогда в репрессии причт церкви попал под статью, церковь закрыли. Ну а в 1958 году и вовсе разобрали на кирпичи.

От дома Кашириных до церкви всего-то 500 метров по улице Ковалихинской. Шло ли семейство пешком? Возможно. Хотя в весеннюю слякоть тащить закутанного младенца не так легко. Да и шло ли всё семейство? Например, шел ли сам дед Каширин? Бог его знает.

Вскоре Василий Каширин был вынужден продать усадьбу и переехать в дом у начала Успенского съезда. Ныне он известен как домик Кашириных. И хорошо описан в «Детстве» Горького. Но о нем в следующий раз.

А это значок нашего клуба имени Максима Горького.
А это значок нашего клуба имени Максима Горького.