Найти тему
Учитель

Почему в учительской среде сложно найти поддержку?

Принцип «разделяй и властвуй» как никогда хорошо показал себя именно в педагогической среде. За годы своей работы в коллективе образовательного учреждения, побывав и в роли педагога, и в роли администратора, знаю, как им пользоваться, и как с ним (не) бороться!

Первое, что хочется сказать будущим критикам моей статьи – это то, что работа в образовательном учреждении сводится к фразе «уйти нельзя – остаться невозможно». По статистике педагогические коллективы являются самыми конфликтными. Причина проста: администрация "забывает" о том, что в ее обязанности входит не только создание комфортных условий для обучающихся, но и для преподающих. К последним администраторы относятся крайне негативно, а если и создают условия для работы, то лишь для рейтинговых преподавателей. Но последним тоже приходится радоваться недолго, ибо пожелания и требования админов с каждым годом растут, а усталость берет свое, а креативности и творческих идей становится все меньше, так люди плавно попадают в опалу. Иными словами, все соки из них выжиты, а значит, они – отработанный материал. Вот такой вот он менеджмент. Но, если в бизнесе все это работает, а главное, достойно оплачивается, и сотрудник, оставшийся без сил, имеет средства уйти на отдых, а его место почти сразу займет кто-то другой без потерь для деятельности, то в образовании все не так. Молодежь уходит еще, не начав своей карьеры, креативных работающих пенсионеров крайне мало, а тот самый работоспособный средний возраст смотрит в школьное окно и думает, куда бы уйти. Сложнее тем, кому до пенсии по выслуге осталось совсем немного.

Яндекс-картинки
Яндекс-картинки

Так почему администраторы так плохо относятся к учителям?

- Им нужно платить зарплату и премии ежемесячно, а у руководящих работников лишь квартальные, полугодовые и годовые премии.

- Ключевая задача администратора найти в работе учителя как можно больше недостатков, ибо это экономия и как итог премия (не факт, что педагогам).

- Психологический прессинг делает коллектив управляемым, ибо каждый его представитель становится неуверенным в себе и своем профессионализме (в этом кроется ответ «Ну где я еще могу работать, кроме образования»).

- Испуганные коллеги собираются в небольшие группы, кстати, вполне формальные – это различные методические комиссии, объединения и прочие рабочие группы, (вот он принцип «разделяй и властвуй»), отношения между ними, как правило, конкурентные, которые админы активно поддерживают, восхваляя работу одной группы, и сводя к «плинтусу» деятельность другого творческого объединения.

- Наличие конкуренции делает поддержку других коллег экономически нецелесообразной. Приведу пример: я не буду делиться календарно-тематическим планированием с другим коллегой (ибо делал его при лунном свете по ночам)), так как ему в этом году отдали мои часы, а мне дали новый предмет, по которому эти документы нужно готовить вновь и все сначала. Нет! Пусть делает сам, зачем облегчать людям жизнь, если мне ее самому усложняют!

Еще одна причина конфликтов и отчужденности коллег заключается в их заявленной полифункциональности и коллективной ответственности. В качестве примера можно привести работу классных руководителей. Кто-то из педагогов выводит свой класс в первые ряды по успеваемости и воспитанию, (на субботник всем классом, новогодний праздник проведем, на олимпиаду как на праздник ну и так далее), а кто-то «как шло, так и ехало», а деньги те же, есть ли смысл стараться. А между тем оба педагога обладают одними и теми же функциями (полифункциональные), ответственность по логике одинаковая, но ее львиная доля (бремя) накладывается на тех учителей, кто стремиться быть лучше. Ну, как в пословице про лошадь. Кто-нибудь из администраторов попробовал поделить поровну работу? Нет! И не будут. Зачем давать работу тому, кто ее «завалит», нужно ею «завалить» того, кто ее выполнит на должном уровне.