Найти в Дзене

Обыкновенный Мюнхгаузен

Оглавление

И это всё о нём...

А давайте представим, что любимые зрителем два фильма, «Обыкновенное чудо» и «Тот самый Мюнхгаузен», на самом деле - микро-сериал под названием «Обыкновенный Мюнхгаузен, или То самое чудо».

Почему бы нет?

Режиссёр один и тот же – Марк Захаров.

Разрыв в премьерах – всего один год. «Чудо» впервые показали 1 января 1979-го года, «Мюнхгаузена» - в Новый, 1980-й.

Ну и что из того, что в основе лежат две разных пьесы, одна – Шварца, другая – Горина? Наши режиссёры интерпретировали и классиков, и не классиков с лихостью удивительной. Цензура в таких случаях могла и зевнуть, тем более, когда экранизировали современников.

Диалоги из обоих фильмов растащили на цитаты – как сейчас сказали бы, на мемы.

-2

В главной роли один и тот же актёр – Олег Янковский. Кстати, Горин поначалу сильно не одобрял режиссёрский выбор. Но если предположить, что Захаров снимал две части про одного героя – абсолютно правильное решение.

Заметен общий режиссёрский подчерк – некоторые называют его «штампами». К примеру, и в «Чуде», и в «Мюнхгаузене» есть, по сути, один и тот же невротический оркестр, выступающий своеобразным музыкальным комментарием к сюжету. И хотя музыку писали два разных композитора – Геннадий Гладков и Андрей Петров, - швы между музыкальными темами практически незаметны.

История легко делится на двое. В первой половине мы видим склонного к рефлексии мужчину средних лет, которого все называют Волшебником. Когда-то он обещал своей многотерпеливой супруге (Инне Купченко) «жить как все», но, словно алкоголик в завязке, про своё обещание «не пить»«не колдовать» время от времени забывает и творит мелкие чудеса, никому, кроме него самого, особой радости не приносящие.

Последняя его дурацкая шутка – превращение медведя в юношу (Александр Абдулов), вернуть которого к естественному состоянию может только поцелуй принцессы (Евгения Симонова). А когда заклятие не срабатывает и даже после затяжного поцелуя вчерашний хищник остаётся человеком, все убеждаются – Волшебник утратил колдовские навыки.

Так что вон из профессии!

Что происходит дальше, в оставшейся за кадром части истории? Депрессия, «колёса», смерть жены, психоневрологический стационар. Из лечебного заведения герой выходит с новым именем – он больше не Волшебник, он барон Иероним фон Мюнхгаузен. Неожиданно (такое случается с людьми, зацикленными на внутренних проблемах) он обнаруживает, что второй раз женат и у него есть довольно взрослый сын.

От прежнего докризисного состояния остались только воспоминания, похожие на галлюцинации. Барон рассказывает истории из реальной жизни, а ему не верят, хотя для практикующего волшебника не стоило бы никакого труда совершить полёт на пушечном ядре или сделать так, чтобы на голове оленя выросло вишнёвое дерево. Если он сумел медведя превратить в человека, так уж с ожившей медвежьей шкурой справился бы запросто. Но попробуй, докажи это соседям.

-3

Ситуация тупиковая, если бы не новая возлюбленная Марта (Елена Коренева), даже внешне напоминающая первую жену. Марта хочет замуж, то есть «жить, как все», и на этот раз экс-волшебник – барон, вроде бы, согласен.

Нужен развод – и тут в личную жизнь вторгаются церковь и государство. Герцог (Леонид Броневой), во владениях которого зарегистрирована недвижимость барона, не похож на отягощённого дурной наследственностью Короля (Евгений Леонов) в «Обыкновенном чуде». Герцогу нужно внешнее соответствие стандартам и приличиям – и в покрое одежды, и в общественной жизни. От нарушителя спокойствия барона требуют письменного отречения от рассказов о героическом прошлом. По сути, он должен отказаться от себя – Волшебника и от всех своих слов.

Такой поворот сюжета ничего не напоминает? Инакомыслящий барон, в прошлом совершавший чудеса, и внешне добродушный тиран-герцог? А может, диссидент, противостоящий советской власти? Или даже академик Сахаров и Генсек Леонид Ильич Брежнев?

-4

Жизнь академика, как и жизнь волшебника-барона, делится на две части. В одной он создаёт ядерное чудо-оружие. В другой – борется с советским режимом. Как давили на барона в фильме Захарова, так и от академика требовали публичного осудить прежние свои заявления о политике советского руководства.

Премьера фильма «Тот самый Мюнхгаузен» на Центральном Телевидении состоялась первого января 1980 года. А 22 января академика Сахарова вместе с женой Еленой Боннэр выслали в закрытый для иностранцев город Горький.

В жизни формально победило Политбюро. Академика лишили званий трижды Героя Социалистического Труда и всех государственных наград. В фильме барон на время становится садовником Мюллером, но, в конечном счёте, возвращает себе прошлое имя и заявляет, что барон Мюнхгаузен славен тем, что не врёт. «Наш человек», - решила советская кухонная интеллигенция и зачислила фильм в разряд культовых.

И всё бы хорошо, как сказано в одной детской книге, да что-то не хорошо.

Может быть, потому что барон не врал только в тех случаях, когда рассказывал о себе, любимом, о своих подвигах и чудесах. Так что весь его моральный авторитет весьма сомнителен. Тем более, что никто из тех, над кем Волшебник ставил эксперименты, не давал на то своего письменного согласия.

И напоследок признаем: снятый на государственные деньги антигосударственный фильм «Обыкновенный Мюнхгаузен» - произведение талантливое и во многом пророческое. Волшебник-барон-академик до сих пор влияет на умы, хотя проверить его на правдивость совсем не трудно. Достаточно спросить: чей Крым?