Найти тему
частные суждения

«Сага о Форкосиганах» как зеркало американской монархофилии.

Американцы, как и древние римляне, ввиду некоторых перипетий своей истории, к институту монархии как таковой питают не лучшие чувства. Обвинение в стремлении стать королём (то есть получить единоличную власть и несменяемость), если оно хотя бы выглядит правдоподобным, в обеих державах было способно похоронить карьеру почти любого политика. Американцы, опять же как и древние римляне, не видят большой разницы между монархом и диктатором или любым другим тираном. Однако в любом правиле есть исключения. Некоторые американцы монархию очень даже любят. Но, упаси Господь, не английскую или любую иную, существующую в наше время на нашей планете. Отдельно взятые американские фантасты обожают монархию инопланетную.

Советские дети читали повесть Гамильтона в журнале «Техника-Молодёжи».
Советские дети читали повесть Гамильтона в журнале «Техника-Молодёжи».

Можно вспомнить Э. Гамильтона с его «Звёздными королями», но есть и более близкий к современности пример. Я говорю о весьма популярном, в том числе и у нас, цикле книг Лоис Макмастер Буджолд «Сага о Форкосиганах», повествующей в основном о похождениях космического авантюриста и наёмника Майлза Форкосигана. Множественное число в названии саги оправдано тем, что романы «Осколки чести» и «Барраяр» рассказывают историю его отца Эйрела. Разумеется, оба персонажа выведены с большой любовью к ним, но в самом цикле есть и другие практически идеальные, можно даже сказать солнцеликие личности. Это барраярский император Эзар Форбарра и его внук — император Грегор Форбарра.

Иллюстрация к роману «Барраяр».
Иллюстрация к роману «Барраяр».

Нельзя сказать, что на солнце барраяской монархии вовсе нет пятен. Некоторые славные представители рода Форбарра показаны настолько жуткими личностями, что их не во всякую больницу тюремного типа примут, опасаясь за душевное здоровье запертых там маньяков. Таковы император Юрий Форбарра (наши переводчики почему-то называют его Ури) и принц Серж (опять же, переводчики его зовут Серг... хорошо ещё, что не Зерг) Форбарра, которые в цикле романов обрисованы в самых чёрных красках. Однако сам институт монархии планеты и империи Барраяр они не позорят, потому что монархия от них самоочистилась. Юрия сверг Эзар, он же отправил своего родного сына Сержа на верную смерть, завоёвывать планету Эскобар.

Иллюстрация к роману «Осколки чести».
Иллюстрация к роману «Осколки чести».

О злодеяниях Юрия Безумного говорится не так уж много — известно, что он послал убийц к Форкосиганам, отчего этот род погиб почти весь, за исключением Петра (деда Майлза) и Эйрела (отца Майлза). Как там дело было на самом деле — понять из текста сложно, а имеющиеся свидетельства принадлежат лицам заинтересованным. Тот же Эйрел Форкосиган принял активное участие в убийстве Юрия, так что обвинение последнего в кровавой резне, за которую Эйрел мстил, полностью обеляло его в глазах остальных форов. Он же косвенно убил и Сержа, подставив его во время штурма Эскобара. Конечно, в книгах акценты расставлены совсем иначе, но поскольку Эйрел вместе с Майлзом являются любимчиками авторши, было бы странно ожидать иного.

Команда наёмников Майлза Форкосигана.
Команда наёмников Майлза Форкосигана.

Вообще говоря, перед авторшей стояла исключительно сложная задача — показать императорского цепного пса, рвущего глотки всем его врагам словно Малюта Скуратов, в позитивном свете. Майлз ещё ладно, он инвалид с детства, угнетаемый средой и оттого закомплексованный, зато с богатым внутренним миром. Другое дело — его отец Эйрел… впрочем, почему другое? Ведь и он в детстве был свидетелем жестокого убийства родных. Затем ему пришлось, как какому-то юному самураю, лично проникать во дворец и расправляться с кровавым тираном. Тут кто угодно озвереет, верно же?

Иллюстрация к роману «Комарра».
Иллюстрация к роману «Комарра».

Впрочем, по тексту, Эйрел не озверел, а напротив, закалился. Конечно, его прозвали «мясником Комарры», но ведь несправедливо же! Это всё клеветники виноваты. Вовсе не он убил сдавшихся, а какой-то подлый политкомиссар, назначенный ещё более подлым министром Гришновым. Вы же знаете этих комиссаров, их хлебом не корми — дай устроить массовые расстрелы. Гришнов также виноват и в том, что Серж сперва деградировал, потом распустился и в итоге превратился в абсолютно безбашенное чудовище. К счастью, Эйрел их всех покарал — и комиссара, и… пардон, Гришнова покарал уже не он, а сам император Эзар.

Обложка комикса по книгам Л.М. Буджолд.
Обложка комикса по книгам Л.М. Буджолд.

Гришнов, по большому счёту, сыграл роль наркома Ежова. Сперва терроризировал форов, чем расчистил место для ставленников императора, набранных из простонародья, а когда нужда в нём отпала и сам он, как слишком самостоятельная политическая фигура, набравшая немало власти, стал опасен, его безжалостно устранили. Ну, такого подлеца, каким он выведен в книгах, читателям не жалко. Туда ему и дорога, как говорится. Министры приходят и уходят, а репутация монархии должна оставаться безупречной. Ради сохранения Империи можно и нужно пожертвовать хоть десятком министров.

Иллюстрация к роману «Братья по оружию».
Иллюстрация к роману «Братья по оружию».

К сожалению, кроме чиновников в Империи есть и аристократия в лице форов. Как учил великий Макиавелли, собственные аристократы — самые опасные враги для монарха. В книгах этого цикла есть немало образов форов, поданных авторшей в самом лучшем свете. Это, конечно, сам Майлз, его родные (включая клона) и друзья. А вот остальные… Если посмотреть на отрицательных персонажей с Барраяра, то среди них окажется непропорционально много форов. Понятное дело, ввиду специфики своей работы Майлз часто встречается с разными нехорошими личностями. Но всё-таки неприязнь авторши к этим потомственным «ворам» (происхождение приставки «фор» от русского слова «вор» она публично подтвердила) в книгах видно невооружённым взглядом. Откуда оно взялось? Да всё оттуда же. От обожания барраярской монархии, которой форы мешают самим фактом своего существования.

Иллюстрация с суперобложки книги «Танец отражений».
Иллюстрация с суперобложки книги «Танец отражений».

Можно сказать, что метод пиара по принципу «царь хороший, а бояре мерзавцы», оказался вполне универсальным и притом действенным. Ведь написанная в этом ключе эпическая космическая сага американской фантастки получилась весьма увлекательной и одновременно достаточно правдоподобной. Конечно же, сам Майлз и другие верные слуги Империи воспринимали своего монарха и его политических противников, именно так, как показано у Буджолд, в этом лично у меня, как читателя, нет никаких сомнений.