Так называется рассказ Жюля Верна. Не фантастика - сатира!
Не зная имени автора, я бы предположила, что это написал Марк Твен. Хотя... у Твена рассказ получился бы впятеро короче: описания красот Гудзона, манер янки или мебели в особняке местного аристократа точно бы не было. Зачем, если читатели и так всё это видят своими глазами?
А тут рассказчик-француз замечает всё то, что не похоже на Европу.
Какая-то новая порода людей здесь вывелась, если все со всеми запросто, никто не прячет своего мнения, и хорошенькая светская дама не выпускает из рук... гроссбух, считает что-то там и пересчитывает. Ведь она едет по делам фирмы мужа!
Но вот, что-то смешное: пароход готов отчалить, трап уже поднят, и тут на берегу появляется опоздавший пассажир. Вопит, жестикулирует, грозится подать в суд... а за ним везут багаж на двух подводах: два ящика, и каждый величиной с дом!
Капитан пытается отмахнуться, но пассажир качает права так, что на отходящем пароходе уже все затыкают уши:
- Я - Огастес Гопкинс, свободный гражданин Соединённых Штатов Америки!
Наконец, капитан сдался. Сбросили трап, посадили - погрузили свободного гражданина. Всем сразу стало интересно, что там в его невероятных ящиках. Не говорит, только мечется от нетерпения: опоздание на четверть часа зарежет ему контракт! Разорит!
- Не надо было опаздывать, - равнодушно замечает капитан, - из-за вас мы четверть часа и потеряли.
Свободный гражданин кидает в машинное отделение полный кошелёк:
- Поддайте жару! Скорей!
Наконец, прибыли в Олбани. Без опоздания.
И здесь любопытство граждан вскипело: что в ящиках? Чем занимается Гопкинс? Какие планы и нельзя ли войти с ним в долю? Именно сейчас, пока ничего ещё не сделано, потому что когда он превратит Олбани в новую столицу - поздно будет, его акции золотыми станут!
Разносится весть, что в ящиках суперсовременное оборудование для завода, что куплен большой участок земли: строительство корпусов идёт полным ходом...
Популярность самого Гопкинса взлетела до небес после того, как он принял участие в аукционе. Разыгрывался первый билет на концерт известной певицы, а это же такой повод себя показать! Всегда аукционы выигрывал местный шляпник - и в результате все покупали его шляпы, Но теперь шляпник посрамлён: не смог дать за билет больше тысячи, а Гопкинс дал три! При том, что билет стоил... один доллар.
Гопкинс единодушно признан Великим. Как после этого не поверить, что на купленном им участке нашёлся скелет динозавра?! Причём неизвестного науке - неслыханных размеров! Ура, Новый Свет перехватывает у Старого пальму первенства во всём!
Изображения динозавра появляются на всём - от плакатов до кружек и брошек. Француз-рассказчик не знает, верить или нет: с одной стороны - невероятно, а с другой, если это афёра, Гопкинс же вот-вот разорится?
А Гопкинс уже объясняет, что динозавр так невероятно огромен: чтобы выкопать его скелет, пришлось снести два уже построенных корпуса! И кто проверит, и как, если участок обнесён глухим забором, а вторжение на частную территорию - преступление?
Наконец, француз решился. Пошел обследовать забор, тянущийся на многие мили. И нашёл-таки прореху: выломано несколько досок! Залез. Ничего не понимает: никаких признаков стройки и техники, только огромная яма, заваленная костями. И вовсе не доисторическими. Это кости коров, свиней, баранов.
И вдруг - выстрел. За забором. И через дыру в заборе влетает сам Гопкинс, а на плечах у него шкура матёрого тигра:
- Вот, этот тигр сломал забор и превратил в груду костей скелет динозавра! Но я убил его!
Смех француза его совершенно не смущает. Понял нежданный гость, что сюда свозили кости с местной бойни? Ну и что? Страховку за несчастный случай (нападение тигра) он всё равно получит.
И ведь получил, и не только страховку! Сограждане, уверовавшие в его величие, готовы финансировать его следующий проект. Поистине, самый ценный капитал - известность. Слава. А если к этому ещё и репутация храбреца, убившего тигра?!
Каким будет следующий подвиг американского Чичикова? Найти в Париже какую-нибудь заваль, мечтающую о сцене, и превратить её в самую великую певицу Нового Света!
Видать, судьба бездарностей и шарлатанов, бесталанных артистов, безголосых певцов и танцоров с негнущимися коленями была бы поистине плачевной, если бы Христофор Колумб не открыл Америку!