С самого детства я был влюблён в трамваи и троллейбусы. И в родном тогда ещё Куйбышеве, в Москве, Ленинграде, Воронеже, Тольятти, Саратове, Ульяновске… А уж когда у нас пустили метро в 1987 году, мне казалось, что мир прекрасен как иногда. И что всегда будет только так и никак иначе.
Даже в 90-е годы, когда всё стреляло, шаталось, болело – даже мысли ни у кого не возникало, что городской электротранспорт может исчезнуть. У нас в Самаре в 90-е продолжали строить метро – были открыты станции «Советская», «Спортивная», «Гагаринская». И казалось бы – в нулевые и десятые годы страна стала крепче. Много здоровых тенденций появилось в жизни общества. И именно в этот период стали бить по трамваям и троллейбусам. В советское время решение о пуске того или иного вида электротранспорта в регионах решалось на центральном уровне. А в постсоветское время решение этого вопроса отдали на усмотрение региональных властей. И началось. Большой трагедией стало уничтожение воронежского трамвая – целой сети, которая была одной из крупнейших в России. Жители активно протестовали, пытаясь спасти трамвай, но увы. Подобным образом были убиты троллейбусы в Тюмени (тоже была крупная сеть), Перми, Костроме (буквально совсем недавно), Белгороде, Сызрани. Не стало трамвая в Дзержинске, Ногинске, Комсомольске-на-Амуре, Рязани, Иваново. Некоторые областные и краевые центры – такие, как Астрахань, Архангельск, Тверь, уже упомянутые Тюмень, Пермь, Белгород, Кострома и вовсе остались без электротранспорта.
А ведь трамваи и / или троллейбусы – это не просто транспорт. Это своего рода культурное наследие – но не реликт, отнюдь. Время показывает, что эти виды транспорта вполне могут быть современными, комфортабельными, быстрыми (но не бешеными). Они вносят в городскую жизнь дух спокойствия, единения. Это своего рода скрепы. Не просто так пуск новых маршрутов и линий – это всегда было большим событием для горожан. И бездумная «оптимизация» превращает населённый пункт в бездушный, пыльный, токсичный. «Фу, а не город» - как точно написал один из читателей Дзена по поводу такого «оптимизированного» и «осовремененного» места проживания (не буду приводить конкретное название, чтобы не обидеть жителей).
А между тем там, где к электротранспорту относятся бережно и разумно, он становится и украшением, и визитной карточкой города – не теряя при этом практичности и функциональности. Так, например, развивается и радует троллейбусная сеть в Чебоксарах. Вопреки непростым экономическим условиям не только сохраняются, но и приумножаются троллейбусные системы в Тирасполе и Бендерах (Приднестровье). Уже в постсоветское время запущены троллейбусы в Великом Новгороде, Видном, Подольске. Построена трамвайная линия между городами Екатеринбург и Верхняя Пышма. Даже на западе, откуда и пришла к нам эта пресловутая «оптимизация» - и то приходят к выводу, что трамваи и троллейбусы, - это удобно, выгодно, экологично. Поэтому, например, вполне неплохая динамика у троллейбусных систем в американских Дейтоне, Сиэтле, Сан-Франциско.
Да, и там где власти действительно душой болеют за город – они считаются с мнением народа. Так было в Туле, где не стали проявлять волюнтаризма и вынесли на референдум вопрос о сохранении трамвая. И большинство туляков проголосовало за то, чтобы трамвай остался. Я не говорю уже о Беларуси, где не было утрачено ни одной трамвайной и троллейбусной системы, где даже вопроса такого никогда не стояло.
Поэтому я и принял решение – по мере своих скромных сил тоже содействовать тому, чтобы электротранспорт в наших городах жил и побеждал. Чтобы не только сохранялось старое, но и рождалось новое. Как и чем я могу тут помочь? Информационно, творчески. Молитвенно. Возможно, где-то и финансово. У нас много волонтёров, помогающих детям, старикам, малоимущим, животным. Ну, вот, настало такое время, когда и городскому электротранспорту тоже надо помогать. Я знаю, что тех, кто болеет за него душой – очень и очень немало. Что ж, будем взаимодействовать. Что-нибудь да сможем сделать. Поехали!