Найти тему

О проекте "ВЭТ (Волонтёры ЭлетроТранспорта)"

Магнитогорский трамвай. Фото из открытых источников
Магнитогорский трамвай. Фото из открытых источников

С самого детства я был влюблён в трамваи и троллейбусы. И в родном тогда ещё Куйбышеве, в Москве, Ленинграде, Воронеже, Тольятти, Саратове, Ульяновске… А уж когда у нас пустили метро в 1987 году, мне казалось, что мир прекрасен как иногда. И что всегда будет только так и никак иначе.

Тольяттинский троллейбус. Фото из открытых источников
Тольяттинский троллейбус. Фото из открытых источников

Даже в 90-е годы, когда всё стреляло, шаталось, болело – даже мысли ни у кого не возникало, что городской электротранспорт может исчезнуть. У нас в Самаре в 90-е продолжали строить метро – были открыты станции «Советская», «Спортивная», «Гагаринская». И казалось бы – в нулевые и десятые годы страна стала крепче. Много здоровых тенденций появилось в жизни общества. И именно в этот период стали бить по трамваям и троллейбусам. В советское время решение о пуске того или иного вида электротранспорта в регионах решалось на центральном уровне. А в постсоветское время решение этого вопроса отдали на усмотрение региональных властей. И началось. Большой трагедией стало уничтожение воронежского трамвая – целой сети, которая была одной из крупнейших в России. Жители активно протестовали, пытаясь спасти трамвай, но увы. Подобным образом были убиты троллейбусы в Тюмени (тоже была крупная сеть), Перми, Костроме (буквально совсем недавно), Белгороде, Сызрани. Не стало трамвая в Дзержинске, Ногинске, Комсомольске-на-Амуре, Рязани, Иваново. Некоторые областные и краевые центры – такие, как Астрахань, Архангельск, Тверь, уже упомянутые Тюмень, Пермь, Белгород, Кострома и вовсе остались без электротранспорта.

Самарский метрополитен. Станция "Гагаринская". Фото из открытых источников
Самарский метрополитен. Станция "Гагаринская". Фото из открытых источников

А ведь трамваи и / или троллейбусы – это не просто транспорт. Это своего рода культурное наследие – но не реликт, отнюдь. Время показывает, что эти виды транспорта вполне могут быть современными, комфортабельными, быстрыми (но не бешеными). Они вносят в городскую жизнь дух спокойствия, единения. Это своего рода скрепы. Не просто так пуск новых маршрутов и линий – это всегда было большим событием для горожан. И бездумная «оптимизация» превращает населённый пункт в бездушный, пыльный, токсичный. «Фу, а не город» - как точно написал один из читателей Дзена по поводу такого «оптимизированного» и «осовремененного» места проживания (не буду приводить конкретное название, чтобы не обидеть жителей).

Новокузнецкий трамвай. Фото из открытых источников
Новокузнецкий трамвай. Фото из открытых источников

А между тем там, где к электротранспорту относятся бережно и разумно, он становится и украшением, и визитной карточкой города – не теряя при этом практичности и функциональности. Так, например, развивается и радует троллейбусная сеть в Чебоксарах. Вопреки непростым экономическим условиям не только сохраняются, но и приумножаются троллейбусные системы в Тирасполе и Бендерах (Приднестровье). Уже в постсоветское время запущены троллейбусы в Великом Новгороде, Видном, Подольске. Построена трамвайная линия между городами Екатеринбург и Верхняя Пышма. Даже на западе, откуда и пришла к нам эта пресловутая «оптимизация» - и то приходят к выводу, что трамваи и троллейбусы, - это удобно, выгодно, экологично. Поэтому, например, вполне неплохая динамика у троллейбусных систем в американских Дейтоне, Сиэтле, Сан-Франциско.

Троллейбус в Великом Новгороде. Фото из открытых источников
Троллейбус в Великом Новгороде. Фото из открытых источников
Троллейбус с Сиэтле (США). Фото из открытых источников
Троллейбус с Сиэтле (США). Фото из открытых источников

Да, и там где власти действительно душой болеют за город – они считаются с мнением народа. Так было в Туле, где не стали проявлять волюнтаризма и вынесли на референдум вопрос о сохранении трамвая. И большинство туляков проголосовало за то, чтобы трамвай остался. Я не говорю уже о Беларуси, где не было утрачено ни одной трамвайной и троллейбусной системы, где даже вопроса такого никогда не стояло.

Тульский трамвай. Фото из открытых источников
Тульский трамвай. Фото из открытых источников
Гомельский троллейбус (Беларусь). Фото из открытых источников
Гомельский троллейбус (Беларусь). Фото из открытых источников

Поэтому я и принял решение – по мере своих скромных сил тоже содействовать тому, чтобы электротранспорт в наших городах жил и побеждал. Чтобы не только сохранялось старое, но и рождалось новое. Как и чем я могу тут помочь? Информационно, творчески. Молитвенно. Возможно, где-то и финансово. У нас много волонтёров, помогающих детям, старикам, малоимущим, животным. Ну, вот, настало такое время, когда и городскому электротранспорту тоже надо помогать. Я знаю, что тех, кто болеет за него душой – очень и очень немало. Что ж, будем взаимодействовать. Что-нибудь да сможем сделать. Поехали!

Волчанский трамвай (Свердловская область). Самая маленькая трамвайная система в России. Фото из открытых источников
Волчанский трамвай (Свердловская область). Самая маленькая трамвайная система в России. Фото из открытых источников

Буду благодарен за лайки, комментарии и подписки на канал. До встречи!