У меня остались кое-какие воспоминания о том периоде, когда фильм-сказку «Книга мастеров» только рекламировали, презентовали проект отечественному зрителю. Довольно тёплые воспоминания, уютные, ламповые...
Мол, попали, наконец, в руки наших киноделов серьёзные технологии, сам «Дисней» (тогда название данной организации казалось своеобразным знаком качества продукта) обратил внимание. Сейчас ка-ак возродят лучшие советские традиции сказочного фильмопроизводства, да только с современной компьютерной графикой, ух!
Получился, правда, не «ух», а совсем другой звук, куда менее приличный.
Премьеру я пропустил (в кинотеатр я ходил за всю жизнь всего два раза, особо меня туда не тянет, интернет дома в ту пору имелся плохонький и дорогой, «мегафоновский»), только случайно услышал разговор на работе, вкратце звучавший так: «Не получилось, нашим хоть давай технологии, хоть не давай, всё один... одно садово-огородное растение получается».
Тут не согласен. Стоящие фильмы наши киноделы всё-таки выпускали и до, и после «Книги мастеров», вот только о них (о тех, что запали мне в душу, вызвали восторг) мне почему-то не рассказывали ни в новостях, ни в рекламе, о них я узнавал сам...
Ну да ладно, это уже совсем другая история, как говорится...
Посмотрел «Книгу мастеров» я только в этом году, девятого марта. Сказать, что я был разочарован – ничего не сказать.
Да, я был готов к худшему.
Но всё оказалось ещё хуже, чем я ожидал...
Что по сюжету
Где-то в артели каменотёсов, очевидно, на Урале (привет творчеству Бажова!) трудится талантливый крепостной сирота Иван.
Местный барин очень уж любит свою дочь Клавдию и каждый день устраивает ей именины – с подарками, со всеми праздничными делами.
На очередном таком торжестве блюдолиз-староста, управляющий вышеупомянутой артелью, презентует барской дочке фигурку из камня, её изображающую.
И тут три подвоха.
Во-первых, староста заявил о том, что сей подарок изготовлен им самолично, во-вторых, не посмотрел, что там изваял умелый Ванятка (настоящий изготовитель), в-третьих, сирота не согрешил против истины и изобразил пухлую розовощёкую Клавдию похожей на поросёнка.
Староста (не даром ведь он лизоблюд) перевёл стрелки на Ивана – и того ожидает показательная порка (в самом прямом смысле слова).
Однако сие культурно-массовое мероприятие срывает местная ЧВК каменных воинов (ардаров) во главе с иноагентом Янгулом. Ардары похищают Клавдию, а заодно Ивана.
Барин пытается провести мобилизацию среди холопов, но отправляться на базу ЧВК в Бескрайний лес никто желанием не горит. Максимум доходят до опушки и пьют самогон.
Между тем ардары доставляют пленных Бабе Яге. Та этакому подарку не очень рада.
А ещё у неё есть внучка Катя, обладающая магическим потенциалом, – дочь Каменной Княжны. (Я так понимаю, первая названа в честь невесты мастера Данилы из «Каменного цветка» Бажова, а вторая – это Хозяйка Медной горы курильщика.)
В Катю, кстати, влюблён глава ЧВК Янгул.
Иван с Клавдией предпринимают попытку побега, но бежать удаётся одной лишь барской дочке.
Сам Иван попадает... в котёл, с целью термической обработки и последующего поедания Ягой. Однако бабушку обеда (или завтрака, или ужина – когда там старушка мяско потребляет) лишает внучка, воспользовавшись тем, что Яга отвлеклась на заявившегося Янгула. Также Катя даёт несостоявшемуся блюду некую Книгу мастеров, в который сосредоточены знания лучших камнерезов и секрет оживления камня Алатырь.
Каменной Княжне это самое оживление очень нужно – она с помощью Алатыря миром завладеть собирается. И за пособничество обещает Ивану отдать за него Катю (одновременно вынашивая план женить на ней Янгула). Расчётливая мамаша, делающая ставку на внешность дочери!
Впрочем, никакая она Кате не мать (что Катя и узнаёт благодаря волшебному зеркалу).
Катерина пытается бежать вместе с Иваном – фиаско – и Каменная Княжна заточает девицу в башню.
Иван берётся за работу с Алатырём. Ему удаётся оживить волшебный камень, придав тому вид красной розы.
За цветком отправляются поднятые по тревоге ардары.
Иван собирается вызволять Катю, но понимает, что без меча этого сделать никак не может, и спешит к другу Кузьме, дабы тот обеспечил оружием.
На друзей нападают подоспевшие ардары. Иван предпринимает тактическое отступление, Кузьма задерживает силы неприятеля и умирает.
Иван пробует телепортнуться в башню Каменной Княжны, у него не выходит.
На помощь приходит говорящий конь, умыкнутый у ардаров. Животина отправляет Ивана в Бескрайний лес, к Яге.
Там он освобождает из цепей закованную русалку и встречает тридцать четвёртого богатыря (попавшего под сокращение, дабы не портил рифмы в «Сказке о царе Салтане»). Поскольку роль сего персонажа исполняет Михаил Ефремов, создаётся впечатление, будто бы уволили его за то, что пропил табельное оружие, – богатырь клянчит у Ивана меч. Получив желаемое, объясняет, как пройти к Яге.
Та возвращению провианта не рада, однако, ради внучки, делится технологией растопления каменного сердца Каменной Княжны: когда-то в детстве она наплакала алмазов (прибыльные слёзные железы, ничего не скажешь!), ими нужно украсить цветок, изготовленный из Алатыря.
Однако алмазы украл Кощей – и Иван снаряжается в поход к сему злодею, получив от питавшей к нему гастрономический интерес старушки указующий путь клубок и пузырёк живой воды.
Живую воду Иван тратит на оживление Кузьмы, после чего попадает в лапы холопов. Парня радостно тащат брать в жёны Клавдию, ибо та решила выйти за него в благодарность за помощь в побеге. С перепугу Ивану таки удаётся воспользоваться телепортацией – прямиком в замок Кощея.
Алмазы тот отдавать не хочет, однако его уговаривает невеста – та самая русалка, вызволенная Иваном из цепей.
Между тем Каменная Княжна собирается принести в жертву Алатырю Катину душу.
Примчавшийся Иван признаётся Кате в любви – ну куда ж без этого! – с неё сразу спадают все чары, и парочка делает ноги. Отвергнутый Янгул благородно им не мешает... за что впоследствии превращён Каменной Княжной в камень.
Камни, камни, камни... всюду в этой сказке камни!
Иван с Катей выходят к людям. Ивана принимают за восставшего из могилы и пытаются убить, от рокового удара его закрывает своим телом Катерина.
Катя убита, Ивана снова насильно женят.
Однако на свадьбу заявляется Каменная Княжна со своей ЧВК и предлагает Ивану обменять каменный цветок на оживлённую Катерину.
Иван отдаёт ей Алатырь, к которому успел приделать алмазы.
Каменная княжна вспоминает детство, понимает, в какую злыдню выросла, и плачет, после чего отчаливает с ардарами восвояси.
На Клавдии выказывает желание жениться Кузьма, и под коллективное челомканье молодых людей вся эта... кинолента, наконец, заканчивается.
Как это смотрится?
Ужасно...
Впрочем, не буду столь краток.
Даже не знаю, с чего и начать...
Все, кроме барской дочери Клавдии, выглядят деревянными. Клавдия выглядит надутым резиновым пупсом.
Непонятно, для чего нужны некоторые персонажи: тридцать четвёртый богатырь, Кощей, русалка. Для растягивания хронометража? Богатырь – чтобы про сокращение пошутить? Кощей – для галочки, какая же русская сказка без него? Русалка – чтобы быстренько на Кощея повлиять? Чтобы отметились в актёрском составе фамилии Ефремова и Куценко?
Фильм старается походить на кинотрилогию «Властелин колец» так отчаянно, что даже я, так и не осиливший сие западное творение, заметил. При этом с экрана сыпятся отсылки на Бажовские сказы, и на чувстве ностальгии по старым добрым фильмам-сказкам стараются сыграть, как на скрипке. Получается винегрет со вкусом фальши.
Ход со смертью Кузьмы и его оперативным воскресением – сомнительный. Вроде как попытались нагнать драматизму «на халяву». И мало того, повторили этот финт даже не ушами, а промолчу, каким местом, с убитой и ожившей Катериной!
Сюжет в принципе звёзд с неба не хватает и лично у меня проассоциировался с невнятными топтаниями среди трёх сосен, пусть и аляписто разукрашенных.
Произвести положительное впечатление «Книга мастеров» сможет, наверное, только на самого маленького и неискушённого зрителя. Однако показывать сию потугу «наших» в «Диснее» детям не советую – вдруг вкус испортится от таких киносказок...