Найти в Дзене
Stanislav Zimin

Ковёр как история

Ближний Восток называют колыбелью ковроткачества. Люди мигрировали в районы из Туркестана на Запад, на Кавказ, в Персию, а потом и в Индию, распространяя эту форму искусства. Поэтому эти места известны как Восточный ковровый пояс. Тканый ковёр изначально был создан как оберег, или портал в другие миры, в котором посредством различных символов зашифровывали таинственные знания и послания. Его симметричная структура строится на равностороннем кресте и исходит от древних шаманов, использовавших эти символы как якорь возвращения обратно в наш мир. Также ковёр был способом выражения знаний, полученных в процессе мистического опыта, которые не могли быть переданы словами. Древние мастера ткали ковры, опираясь на вкусы и символы, характерные для определённой географической области и национальной принадлежности конкретного кочевого племени. К тому же не только географический аспект, но и любые религиозные или политические изменения накладывали свой отпечаток на ковроткачество. 🇷🇺 РОССИЯ Самы
Оглавление

Ближний Восток называют колыбелью ковроткачества. Люди мигрировали в районы из Туркестана на Запад, на Кавказ, в Персию, а потом и в Индию, распространяя эту форму искусства. Поэтому эти места известны как Восточный ковровый пояс.

Тканый ковёр изначально был создан как оберег, или портал в другие миры, в котором посредством различных символов зашифровывали таинственные знания и послания. Его симметричная структура строится на равностороннем кресте и исходит от древних шаманов, использовавших эти символы как якорь возвращения обратно в наш мир. Также ковёр был способом выражения знаний, полученных в процессе мистического опыта, которые не могли быть переданы словами.

-2

Древние мастера ткали ковры, опираясь на вкусы и символы, характерные для определённой географической области и национальной принадлежности конкретного кочевого племени. К тому же не только географический аспект, но и любые религиозные или политические изменения накладывали свой отпечаток на ковроткачество.

🇷🇺 РОССИЯ

Самый старый в мире ковер можно увидеть в Эрмитаже. Названный Пазырыкским, или Горноалтайским, этот ковер был найден в 1949 году и датируется примерно 400 годом до н. э.. Предположительно, ковер использовался в качестве игральной доски для игры в кости.

-3

Мода на ковры была привезена в царскую Россию из Турции и Армении офицерами, служившими на Кавказе. В этих восточных странах ковры были не просто важным элементом украшения пространства — они были столь же важны, как иконы в православных семьях, и могли быть повешены только на стены — класть ковер на пол или на стол было категорически запрещено.

🇹🇷 ТУРЦИЯ

Каждый год ковры ручной работы выгорают под солнцем на полях в районе Дошемеалты, Анталья. Их расстилают на несколько месяцев в самое жаркое время года для того, чтобы они приобрели антикварный вид. У каждого ковра, который «загорает» на пшеничном поле, уже есть владелец.

-4

🇺🇸 США

После завершения гражданской войны между Севером и Югом и та, и другая сторона были настолько бедны, что многим модникам приходилось шить наряды из старых штор, скатертей и покрывал. Северяне, приехавшие на Юг, имели с собой сумки, сшитые из домашних ковров. За это они были прозваны «ковровыми нищими» или «саквояжниками» (carpetbagger).

-5

🇮🇷ИРАН

Самый длинный ковер в мире – иранский Каср Аль-Алам. Его длина 133 метра, а ширина 48 метров. Он был создан в 2007 году дизайнером Али Кхалики и соткан при участии 1200 женщин в течение 16 месяцев.

-6

Начиная с 2010 года, искусство плетения ковров было четырежды внесено в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО: дважды в Иране, а также в Кыргызстане и Азербайджане. Один из древнейших традиционных навыков стремительно утрачивается в современном мире.

🇦🇿АЗЕРБАЙДЖАН

Однако, благодаря азербайджанскому художнику Фаигу Ахмеду, эти привычные всем объекты переродились в ультрасовременные предметы искусства. Сегодня его необычные работы, похожие на зрительную манипуляцию, можно увидеть на выставках по всему миру.

-7

Чтобы соединить традиционные узоры со своими узорами-«багами», художник решил обратиться непосредственно к ткачам, однако те наотрез отказывались сотрудничать с художником-новатором, ведь по его задумке старинные ковры нужно было резать на части, перекраивать и буквально разбирать по нитям, а потом собирать в новые узоры. К счастью, один мастер всё-таки согласился соткать его цифровые паттерны в качестве эксперимента, но при условии, что его имя останется в секрете. Сегодня над каждым объектом Ахмеда работают от одного до пяти человек, а сама реализация художественного проекта может занимать от трёх месяцев до нескольких лет.

-8

Читайте также:

Дорога в Самарканд – чудеса шёлка и золота

Розовый – смысловые оттенки и символика

Песок: геополитика и мода

Если Вам понравилась статья – поставьте 👍🏾️ или поделитесь с друзьями