Найти в Дзене
УЧЕБНИК ЖИЗНИ

Кто побеждает на тендерах в России

Первые тендеры в России начал проводить еще Алексей Михайлович Тишайший – отец Петра Первого, правитель, сделавший для страны едва ли не больше, чем сын, но незаслуженно задвинутый в тень своего великого отпрыска.

Кстати, «Тишайший» - это не характеристика нрава царя, а почётный титул латинского происхождения, «Сlementissimus», означающий «тишину», то есть спокойствие и благоденствие в стране во время правления. Именно при Тишайшем произошло воссоединение Украины с Россией.

И вот тогда, в XVII веке, возникла нужда завезти из Москвы в только что отвоеванный у Польши Смоленск сухари и муку. И среди бояр был проведен соответствующий конкурс: кто сделает это быстрее и дешевле. Опыт был признан удачным, и подобные, а также другие государственные заказы стали предлагаться всё чаще.

Царь, правда, быстро убедился, что хорошая задумка сама по себе выгоды обеспечить не может. Торги были организованы примитивно, контроля за выполнением работ практически не было. Казённые деньги исчезали, разворовывались, подряды выигрывались за взятки, а затем не выполнялись.

Тогда и начала формироваться первая система учёта, а также стали вводиться наказания. За потерю или порчу государственного имущества налагались большие штрафы, нерадивых и вороватых подрядчиков наказывали пытками или бросали в тюрьму.

Со временем законодательство в России совершенствовалось, и в 1900-м году было принято «Положение о подрядах и поставках». Конкурсы стали почти как нынешние. Предложения на заказ подавались в запечатанном виде, подписывались обязательства и контракты, появилась система залога и уголовное наказание за преступления.

Во времена СССР система тендеров стала ненужной. В период НЭПа государство еще со скрипом, но проводило кое-какие аукционы (вспомним знаменитые 12 стульев). Но потом наступила тишина на целых 70 лет.

Официально конкурсы вернулись в Россию только в 1997 году, после подписания соответствующего Указа Президента № 305. Я тогда был Генеральным директором товарно-фондовой биржи, и именно мне было поручена Губернатором организация системы госзакупок в регионе.

Систему мы сделали, однако я никогда не стремился работать в бюджетной сфере и, оставив созданный центр госзакупок другим людям, ушел в свободное предпринимательство. Люблю создавать бизнесы для людей, выращивать фирмы с нуля и видеть, как они от состояния беспомощного грудного младенца вымахивают до опытного игрока на широком рынке.

Но кое-что в тендерном вопросе я понимаю, знаю не понаслышке, поэтому и пишу данную статью. Дальнейшее развитие системы торгов шло по пути борьбы с разного рода мошенниками, нечистыми на руку бизнесменами, отыскивающими все новые лазейки, прорехи в законодательстве.

Жулики мухлевали с банковскими гарантиями, подставляли фирмы-однодневки, воровали государственные деньги и растворялись, не выполнив работ и не сделав поставок. Государевы люди (из тех, что не участвовали в преступных схемах) латали прорехи в законах, создавали специальные реестры, разрабатывали методы контроля поставщиков товаров и услуг.

В целом система работает. Но она, конечно, сродни ЕГЭ или политическим выборам. Понятно, что не марципанчик, но лучше никто ничего пока не придумал.

Особенно ее недочеты стали видны сегодня, в эпоху параллельного импорта и распада связей и путей поставок, наработанных годами.

Сам принцип, когда побеждают именно ценой, хорошо иллюстрирует не помню кем сказанная фраза: "Если бы закупки для оркестра Большого театра осуществлялись на тендерной основе, победила бы фабрика пионерских музыкальных инструментов. Звучат они, конечно, хуже, зато насколько дешевле!"

-2

Под низкую цену попадают товары с серой растаможкой, от непонятных производителей с непроверенным качеством, в минимальной комплектации, не обеспечивающей их нормальную эксплуатацию в дальнейшем, либо заставляющей клиента докупать множество комплектующих в довесок к тендеру.

Сколько раз мы сталкивались с тем, что клиент просил подобрать ему нужное оборудование. Иногда это очень непростая задача, требующая глубокого проникновения в специфику клиентского бизнеса, с многочисленными выездами наших экспертов, предоставлением образцов для тестирования, дополнительных переговоров с производителями тех или иных комплектующих.

Но когда рекомендации разработаны и выданы клиенту, тот включает их в ТЗ на тендер (он обязан!) где побеждает сторонний поставщик, который не тратил время и ресурсы на поиск и внедрение данного продукта и который в дальнейшем даже не собирается строить взаимоотношения с нашим клиентом (иногда ему это просто невыгодно ввиду удаленности).

Но один раз, конкретно на этом тендере, он может дать более низкую цену (причины могут быть самые разные – от распродажи в связи с ликвидацией до желания банально нагадить конкуренту) и тем самым пустить коту под хвост все усилия проверенного партнера, порушить обоюдовыгодное сотрудничество, испортить впечатление от товара или оборудования.

А клиент может и рад бы работать с давним партнером, который всегда отзовется, разберется, поможет, примет рекламации даже по истечении срока… Но – закон есть закон! Кто-нибудь сталкивался с такими проблемами? Есть мнения о том, как их можно решить? Имеется какой-нибудь положительный опыт? Поделитесь в комментариях.

И не забывайте лайк и подписку. Впереди много интересного!

Читайте также: