Монотонное гудение уносящегося вдаль междугороднего автобуса и постепенно меняющийся от грязно-жёлтого осеннего к серо-белому зимнему пейзаж за окном стали за эти несколько дней пугающе привычными. Марине начало казаться, что она жила так всю жизнь – в дороге, в поисках чего-то, без дома и семьи.
Хотя, по сути, так оно и было. Люди, от которых она убегала сейчас, и образ жизни, оставленный где-то там, в Подмосковье, имели к ней отношение только формально, по документам, но никакой душевной связи с ними она не чувствовала уже… многие годы? Наверное, проще сказать “всегда”.
Марина вздохнула. Кто бы мог подумать, что в свои сорок с небольшим она бросит дом, семью, работу и на автобусах, где не проверяют документы при посадке, а билет тебе заранее может купить знакомый близкой подруги, уедет в далёкую Сибирь?
На самом деле, женщина сомневалась, что её будут искать. У мужа давно есть парочка любовниц, взрослый сын, который пошёл весь в отца, видит в ней только прислугу, а родители даже знать не захотят об этом её поступке: такой позор их благородному семейству не нужен.
Марина почувствовала мурашки по всему телу, и уж точно не от холода. Просто одной мысли о так называемой родне для неё было достаточно, чтобы бежать от них, хоть босиком по снегу, и чем дальше, тем лучше. Ведь именно мать с отцом 22 года назад заставили её, совершившую ошибку молодости, уехать на шестом месяце беременности в другой город, к малознакомой тётушке, родить там, далеко от дома, дочь, и отказаться от неё.
С тех пор Марина мечтала о девочке. Это дало бы женщине второй шанс: заботиться о малышке, вырастить её хорошим человеком, чтобы хоть немного искупить свой непростительный грех.
Но родился сын, который, как выяснилось позже, весь пошёл в нелюбимого мужа. И как бы Марина ни старалась, с каждым годом она всё больше понимала: в своей собственной семье она чужая.
Последней каплей стал перелом ноги полгода назад. В больницу её супруг с сыном не пришли ни разу. В общем-то, это не стало для Марины неожиданностью. Более того, она была даже в какой-то степени рада: всё необходимое привозили немногочисленные подруги, а боли в ноге она считала платой за кратковременный отдых от своих альфа-самцов.
Но, по возвращении домой на костылях, женщину ждал неприятный сюрприз. Точнее даже сюрпризище. Потому что как ещё можно назвать те горы посуды, грязного белья и одежды, слои пыли и килограммы мусора, которые, кажется, копились с самого её попадания в больницу?
Оказывается, её любящие супруг и сын с нетерпением ждали выписки Марины! Надо же кому-то разгребать весь этот бедлам! И для человека, с трудом передвигающегося на костылях, это самое подходящее занятие! Да, ей так и заявили: “Ты же столько времени валялась, ничего не делала, вот и принимайся теперь за работу!”
Обслуживающий персонал в лице Марины внутренне возмутился и, стуча костылями по квартире, под звуки недовольства (как же громко ты стучишь, что, не можешь без этих штук передвигаться?) стал продумывать план мести. А точнее, отступления.
Выработанная со школьных времен привычка никому не доверять очень выручила женщину. Ещё задолго до этого несчастного случая она завела себе счёт в банке. Сумма там сейчас была, конечно, не запредельная, но вполне приличная. А личных, дорогих сердцу вещей за все годы жизни в браке у Марины так и не появилось.
Поэтому спустя полгода она, с рюкзаком и чемоданом, отправилась – нет, не в никуда, а, продумав все возможные варианты, поехала на север, где её уже ждало место медицинского работника в школе и съемное жильё, хозяйкой которого была бабушка подруги.
Сколько Марина себя помнила, она хотела стать учительницей. Детей она любила всегда, и работа с ними была бы ей не в тягость. Но родители так не думали.
- Учителем много не заработаешь. Иди в стоматологи, - говорили, вернее приказывали, они.
И девушка пошла. Вчерашняя школьница, очень внушаемая, под гнетом ощущения собственной вины от недавней беременности, в тот же год поступила в медицинский, где только к третьему курсу набралась мужества и решимости перевестись с ненавистного стоматологического на куда более приемлемый для неё педиатрический.
Родители не разговаривали с ней несколько месяцев, и только узнав, что знакомым, открывающим частную клинику, может в будущем понадобиться педиатр, сменили гнев на милость. И то, относительную. Но хотя бы тут Марина добилась своего.
Поэтому теперь, на пороге новой жизни, женщина радовалась, что пусть не учительницей, но, тем не менее, она попадёт работать в школу.
Но жизнь, разумеется, не спешила её радовать.
-Марина Анатольевна, Вы зачем у Козловой справку взяли? – визгливый истеричный голос нарушил тишину снежного морозного утра. Ребята уже разошлись по классам, в коридорах царил безмолвный полумрак, но, к сожалению, недолго.
Татьяна Николаевна, гроза всей начальной школы, растоптала утреннее умиротворение своей грозной поступью:
-Они все симулянты! Гнать их надо в школу! Ленивые и наглые! Учиться кто за них будет??
-Татьяна Николаевна, человек на операции лежал, с аппендицитом шутить нельзя, - спокойно возразила Марина, показывая справку Лены Козловой.
-Это подделка! Знаю я эти аппендициты! В Турцию она летала на своём аппендиците!
Марина вздохнула: если у человека есть какая-то мания, то это надолго, и бороться с ним бесполезно. Все в школе знали, что учительница младших классов Потапова Татьяна Николаевна уверена: современные дети болеть не могут. Она никогда не отпускала класс на карантин, не признавала справок или освобождений по состоянию здоровья. Родители давно махнули рукой на это, ведь как учитель Потапова всех устраивала. Ну есть у человека странность, что ж теперь, потерпим. Но детям доставалось, как, впрочем, и школьному медработнику. Мало того, Татьяна Николаевна умудрилась собрать вокруг себя несколько таких же не очень здраво мыслящих учителей. Эти личности регулярно учиняли скандал и портили атмосферу в школе, но, будучи поголовно заслуженными учителями предпенсионного возраста, они точно знали: им ничего не грозит. Да и замену найти им будет сложно, в школы сейчас неохотно идут работать.
Марина, как могла, помогала детям, принимая их справки и подшивая в школьные карточки, созданные для таких случаев лично ей.
Если честно, первое время было сложно привыкнуть к таким выходкам Татьяны Николаевны и её банды. Но потом оказалось, что есть в школе и те, кто открыто противостоит этой самодурке. В числе таких была преподаватель французского языка Алёна Игоревна.
Эта молодая девушка работала в школе второй год. Она проходила здесь практику во время учёбы, а потом устроилась учительницей. Ребята души в ней не чаяли: человек не только отлично разбирался в своём предмете, но и умел заинтересовать им других. Дети участвовали в конкурсах, ставили сценки на французском языке, занимались различной внеклассной деятельностью.
Хотя Марину Алёна в первую очередь поразила не этим. Да, конечно, судить о человеке по внешности не очень правильно, но как же эта девушка была похожа на Святослава, того самого парня, отца её дочери, оставленной в подмосковном доме малютки!
Марина, сама того не замечая, частенько стала представлять, что общается сейчас с собственной дочерью. Ах, если бы это было возможно…
Шли месяцы, дружба двух женщин становилась всё крепче. Несмотря на разницу в возрасте, у них нашлось много общих интересов: обе любили читать детективы, шить и готовить десерты.
Как-то, во время каникул, Марина и Алёна собирались везти детей в музей, который находился на самой окраине города.
- Как туда вообще добираться? – растерянно спросила Марина. – Я первый раз слышу про такую улицу…
-Точно, Вы же недавно тут живёте, - спохватилась Алёна. – Я, когда только приехала сюда, тоже долго путалась во всех этих названиях.
-Так ты не местная? – удивилась старшая женщина. – Мне почему-то казалось, что ты тут всю жизнь живёшь.
-Нет, мои бабушка и дедушка жили здесь. А сама я из Подмосковья, - и Алёна назвала тот самый город, с которым у Марины были связаны самые травмирующие воспоминания её юности. – Мы с папой переехали сюда после смерти мамы.
-Ох, прости, пожалуйста, я не хотела… - машинально извинилась Марина, но в голове у неё был всего лишь один вопрос: возможно ли, что…?
-Ничего страшного, Вы же не знали, - грустно улыбнулась Алёна.
Марина поспешила перевести тему, но до самого вечера у неё тряслись руки и было ощущение полной нереальности происходящего. Это совпадение, всего лишь совпадение, твердил ей здравый смысл. Но ведь всякое может быть, возражало сердце.
Прожив в таком состоянии несколько дней, Марина поняла: надо что-то делать, иначе она сойдёт с ума. Но что? Как начать разговор на такую неоднозначную тему?
Ей помог случай. Семиклассники собирались в поход, и Алёна должна была проконтролировать их готовность, а сама Марина – медицинские противопоказания.
Среди этих детей была девочка из детского дома. Вот с неё и начался тот разговор.
- У Светы не хватает снаряжения, - вздохнула Алёна.
- Света? Это та девочка из детдома? – спросила Марина.
- Да. Ну откуда у неё взяться походному рюкзаку, пледу и термосу, если она в школу третий год с одной и той же сумкой ходит…
- Ничего страшного, попросим у Миши и Олега, - улыбнулась Марина. Миша и Олег, молодые преподаватели ОБЖ и физкультуры, уже не раз выручали в подобных ситуациях. Алёна кивнула головой, а Марина продолжила, как бы невзначай:
- Бедная девочка… Такая умничка, и так не повезло в жизни… Детдом – это ужасно…
Обе женщины вздохнули и пару минут молчали, разбираясь в документах. И вдруг Алёна сказала:
- Да… Я сама, когда смотрю на Свету, аж сердце сжимается. Ведь я могла бы быть как она…
-Что?.. – только и смогла переспросить Марина…
…Уже позже, вечером, дома, она ещё раз вспоминала всё услышанное, пытаясь до конца осознать происходящее.
Алёну сдали в подмосковный дом малютки 22 года назад. Совершенно здоровый ребёнок не провел там и полугода: её быстро удочерила бездетная семейная пара. Детство девочки ничем не отличалось от сотен других детей: детский сад, школа, поездки к родне, отдых, друзья. Приёмные родители стали ей самыми что ни на есть настоящими. И только после смерти матери от несчастного случая девушка случайно узнала, что её удочерили. Правда, это мало что изменило. Будучи спокойной и рассудительной, Алёна не устраивала сцен и не спрашивала, почему ей ничего не говорили раньше или почему сказали сейчас. Нет, она всё приняла как есть. Не было и ненависти к оставившей её биологической матери. Причины бывают разные, я не могу никого судить, не зная их, объяснила девушка. Возможно, ей было бы любопытно взглянуть на своих настоящих родителей, но попыток их найти она не предпринимала, и вряд ли собиралась…
Марина сидела, уставившись на стену, уже примерно полчаса. Что ей теперь делать? Как себя вести?..
Эти вопросы мучили её каждый день, на протяжении достаточно долгого времени, пока однажды Марина не посетила Алёну дома.
Повод был важный – День Рождения девушки.
Марина долго выбирала подарок. Хотелось, чтобы был красивый и со смыслом. В конце концов, она остановилась на милейших детективах о полицейском и его собаке, а также вышила для Алёны французский пасторальный пейзаж по собственной схеме.
Кроме Марины, на празднике присутствовали отец Алёны, её старенькая бабушка и те самые Миша и Олег, учителя из школы. Они отлично провели время, несмотря на разницу в возрасте: поговорили о школе, посмотрели фильм, вкусно поели.
И уже ближе к концу торжества, когда Алёна выходила на кухню за десертом, её отец, незаметно для остальных, попросил у Марины номер телефона. Улыбнулся неловко и сказал, что хотел бы кое-что обсудить относительно Алёны, но сейчас вряд ли получится это сделать.
На следующий день пришло сообщение с незнакомого номера.
“Марина, добрый день, это папа Алёны. Не отвлекаю Вас?”
“Добрый день, Игорь Петрович, конечно нет,” – быстро ответила Марина, чувствуя, как громко бьётся в этот момент её сердце.
“Хотел Вас поблагодарить за всё то, что Вы делаете для моей дочери.”
“Но я ничего такого не делаю, если честно…”
“Ваша дружба очень важна для Алёны. И для меня тоже. Если честно, до начала общения с Вами я уже потерял надежду, что увижу улыбку дочери снова…”
“Боже мой, Игорь Петрович, я не совсем Вас понимаю, но Вы уже меня пугаете. С Алёной произошло что-то, о чем я не знаю?”
“Нет, Марина, Вы всё знаете. Просто Алёнка молчит и сама не поднимает эту тему. Но Вы не представляете себе, какая она ходила после смерти матери.”
“Боюсь, что действительно не могу представить этого полностью. Но, думаю, что в целом понимаю, о чем Вы.”
“У Алёны с Юлей были очень доверительное отношения. Не как у матери с дочерью, а скорее как у лучших подруг. И после того, как Юля умерла, Алёнке сильно не хватало именно такого общения. Это было настолько важной частью её жизни, что без него она… Я даже не знаю, как объяснить…”
“Я поняла Вас, Игорь Петрович.”
“Спасибо. Так вот, только с Вашим появлением моя девочка вернулась к жизни. Вы дали ей то, без чего она физически не могла существовать. Юля сейчас была бы немного старше Вас. И я думаю, что именно доверительной дружбы с человеком старшего поколения Алёне так не хватало. Вы дали ей это, и я очень Вам благодарен. Алёна молчит, конечно, уж такой она человек, но я вижу по ней, что Вы своим отношением в какой-то степени заменили ей маму.”
Марина несколько раз начинала писать сообщение, и несколько раз стирала написанное. Она не могла подобрать слов, слезы застилали ей глаза.
В конце концов, она собралась с мыслями, поблагодарила отца Алёны и уверила его, что дорожит дружбой с девушкой не меньше, а теперь даже больше.
Кто бы мог подумать, что спустя столько лет, так далеко от места, где она провела почти всю жизнь, Марина наконец обретёт семью и душевный покой? Женщина смотрела в телефон, на переписку с Игорем Петровичем, и улыбалась сквозь слезы…
…С того момента прошло несколько лет. Алёна вышла замуж за того самого Мишу, учителя ОБЖ. Свою дочь она назвала Юлией, а её крестной стала Марина. Так, спустя долгое время, сбылась её мечта – воспитать девочку, чтобы загладить вину перед брошенной когда-то дочерью. Алёна была только благодарна за помощь, а Мишка радовался, что у них с женой есть время друг на друга.
Рассказала ли Марина Алёне всю правду? Нет. Зачем? Ведь всё и так хорошо. Она уже отважилась один раз круто изменить свою жизнь несколько лет назад. Тогда ей повезло. Но не стоит испытывать судьбу дважды. Надо быть благодарной за то, что уже приобрела.
Благодарим за уделённое нам время! Поддержите нас подпиской и лайками и не забывайте оставить в комментариях свои отзывы и пожелания.